- КУЛЬТУРА, Театр

Удивительные актеры

В этом году Конно-драматическому театру «Велесо», который основал актер Евгений Ткачук, исполняется пять лет. Молодой актер рассказал, что интересного произошло в театре за прошедшие годы.

Уникальный театр пять лет назад обосновался под открытым небом в Ленинградской области, в деревне Лепсари под Всеволожском. Это единственное творческое пространство в России, где кони в прямом смысле играют в драматических постановках наравне с людьми, а порой даже определяют ход спектакля. Идея театра, сценическое пространство которого – живые декорации природы, лес и ручьи, а актеры – кони – на свободе, без амуниции и жесткой дрессуры, принадлежит руководителю «Велесо» Евгению Ткачуку. Именно эти лошади снимались вместе с Евгением в сериале «Тихий Дон», где молодой актер сыграл Григория Мелехова.

Главные артисты труппы – семь коней и пони. Также в представлениях участвуют люди, собаки, кошки и даже голуби. За время работы театр выпустил пять постановок, победил как лучшее событие театральной направленности со спектаклем «Осторожно, Гулливер!» в конкурсе Ленинградской области «Калейдоскоп путешествий». В 2020 году «Велесо» получил специальный приз жюри петербургской театральной премии «Прорыв» за спектакль «Священны­й полет цветов».

Сегодня творческое пространство продолжает свою работу и предлагает посетителям различные формы времяпрепровождения: от квестов до мастер-классов.

Как появился театр

Мысли о создании теат­ра появились у Евгения во время обучения в институте. Молодой человек по просьбе тренера в конном клубе поставил сцену сражения на лошадях на основе мифа о Троянской войне. Тогда, во время первой творческой работы с животными, актер очень вдохновился их чувственностью и выразительностью.

«В юности я даже не мечтал о своем конном театре. А когда пришла зрелость, то осознал те идеи, которые подкинула мне жизнь. Понял, что конно-драматический театр и творчество, согласованное с природой, – лучший способ личностного развития. Поиск форм проявления – это и есть обретение себя», – считает Евгений Ткачук.

Не любое животное сможет стать талантливым артистом. Важно, чтобы конь не боялся зрителей.

На людях-актерах, которые задействованы в спектак­лях, лежит двойная нагрузка: не только хорошо исполнить свою роль, но и научиться грамотному обращению с лошадьми – считывать их настроение и желания, организовывать их актерскую работу. Например, в одной из постановок актеру нужно выстоять, когда конь поднимается перед ним на дыбы. Опасность в том, что отклонение человека назад животное рассмотрит как сигнал к дальнейшему движению.

Сценарии для постановок пишутся исходя из готовности участвовать в постановке людей, наличия коней и времени года. Впоследствии к работе подключаются художники, музыканты и конные тренеры. Уже были поставлены спектакли по мотивам поэмы Александра Введенского «Кругом возможно Бог», романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» и повести Владимира Высоцкого «Дельфины и психи».

Кони сами выбирают ход спектакля

У животных, как и у людей, есть свой темперамент и образ. Вот Гротеск по натуре лидер, любит внимание людей, но лошадей к себе и близко не подпускает. А Валдай, например, отличается пугливостью. Коня по кличке Медовый сравнивают с доброй, игривой собакой, а пони Капучино – со смышленым подростком, потому что он еще молодой. Каждый раз один и тот же спектакль получается по-разному.

Однако во всех пьесах есть незыблемые точки: от чего к чему идет движение. Актер предлагает действие, а лошадь может выполнить его разными способами. Например, в спектакле «Осторожно, Гулливер!» пони должен позвонить в колокольчик, чтобы собрать всех лошадей вместе и спасти Гулливера. Но будет финал счастливым или драматическим, решает только сам пони.

«Актеры импровизируют и подстраиваются под настроение животных, а не наоборот. Я не хожу в цирки и зоопарки, потому что против существования животных в неволе. Но в «Велесо» животные вызывают только положительные эмоции, – рассказала посетительница театра Мария. – А дети здесь могут выразить себя без каких-либо ограничений: им позволено быть громкими и шумными». 

«Посещение театра – это не только просмотр спектакля, а еще и веселая дорога до него на электричке, и трансфер с коман­дой «Велесо», и пение песен у костра после», – поделилась Елена, побывавшая на многих спектаклях театра.

Досье

Евгений ТКАЧУК

Родился 23 июля 1984 года в городе Ашхабаде, столице Туркмении.

Российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист и продюсер. Также является основателем и художественным руководителем частного Конно-драматического театра «Велесо».

Был номинирован на премию «Ника» за лучшую мужскую роль в кинофильмах «Зимний путь» и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». А также как «лучший актер на ТВ» кинопремии «Золотой орел» за роль в сериале «Тихий Дон».


Анастасия ГАВРИЛОВА, фото предоставлены Театром «Велесо»