- Выставка, КУЛЬТУРА

Угол зрения на зодчих, скульптуру и собак

Две выставки – «Зодчим нашего города. Коллекция графики» и «Угол зрения. Борис Смелов», которые открылись в KGallery (наб. р. Фонтанки, 24), – готовились независимо друг от друга. Их объединил главный персонаж – Петербург, который вдохновляет художников и фотографов.

Идея «Зодчих» принадлежит петербургскому коллекционеру Кириллу Авелеву. Несколько лет назад он увидел офорты художника Валентина Громова. Они создавались в 1983 году по просьбе Владимира Пилявского, историка петербургской архитектуры, крупнейшего специалиста по творчеству Джакомо Кваренги, для альбома об этом великом зодчем эпохи классицизма. Мог бы получиться замечательный образец сотрудничества статусного профессора архитектуры и неофициального художника. Но Пилявский внезапно скончался, издание не было осуществлено. Офорты сохранились, некоторые, в том числе «Публичная библиотека на Фонтанке» и «Александровский дворец в Царском Селе», представлены на выставке.

Для развития проекта Кирилл Авелев предложил современным молодым художникам продолжить дело Пилявского – Громова. Ася Маракулина создала литографии с изображениями зданий, построенных Кваренги. Оттиск «Аничков мост и Императорский кабинет» наглядно показывает стремительность встречи Невского проспекта и набережной Фонтанки, всегда заполненных людьми и автомобилями.

Алена Терешко, которая много занимается видео, медленно обошла по кругу Михайловский замок, фиксируя увиденное карандашом на листе бумаги. В итоге появилась серия литографий с видами замка.

Летний сад зимой

Выставка «Зодчие» имеет небольшой, но важный ретроспективный раздел. В нем находится ксилография Анны Остро­умовой-Лебедевой «Новая Голландия». Она была создана в 1901 году и стала визуальным манифестом худож­ников объединения «Мир искусства» в защиту старой петербургской архитектуры. Несколько литографий Мсти­слава Добужинского, в частности «Исаакий в метель» и «Летний сад зимой», созданы художником в начале 1920-х годов. Изображая разрушенный защитный короб скульптуры Летнего сада, художник думал, что «Петербург кончился». О чем оставил запись в своих воспоминаниях.

К счастью, он ошибся. Но этот сюжет почти буквально повторил Борис Смелов в двух фотографиях «Летний сад в снегу» (1973 – 1976). Аккуратно сложенные щиты лежат на земле рядом с постаментами, готовые защищать скульптуры. Но видимо, как часто бывает в Петербурге, снег выпал неожиданно.

В этой известной фотографии хорошо видно все мастерство Бориса Смелова, никогда не пользовавшегося цветом, умевшего виртуозно «рисовать» светом. Будь то пейзаж, портрет и особенно натюрморт. В изображении в духе старых голландцев загадочного блеска стеклянных сосудов Смелову не было и нет равных.

Фотовзгляд Смелова

Определение «фотохудожник» относится к Смелову в полной мере. Возможно, само это словосочетание порождено его творчеством.

Об этом мастере, ушедшем в 1998 году в возрасте 46 лет, но успевшем стать классиком ленин­градской – петербургской фотографии, много сказано, написано и, что важно, издано. Достаточно назвать два факта – Смелов стал первым русским фотографом, получившим персональную выставку в Эрмитаже. Это было в 2009 году. Через девять лет состоялась его вторая персональная выставка в главном музее страны, приуроченная к дарению его фотографий в собрание Эрмитажа.

Выставка в KGallery представляет 40 снимков из собрания петербургского коллекционера Вадима Егорова. Среди них есть хорошо известные фотографии – «Автопортрет с сигаретой», «Белый кот», «Весенняя охота на лягушек», «Бездомная собачка».

Меньше знакомы любителям фотографии «дворовые» работы Смелова – «Дворы Рузовской», «Дворы Крюкова канала».

Завершает выставку «очень смеловский» снимок – «В рюмочной». Фотохудожника интересуют не завсегдатаи заведения, хотя среди них, наверное, нашлись бы колоритные персонажи. Все его внимание сосредоточено на старом псе-боксере, который терпеливо ждет, когда же наконец хозяин выведет его на свежий воздух.


Василий ПОСТНИКОВ, фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА