- Кино, КУЛЬТУРА

В небе Валерий Чкалов

80 лет назад, в марте 1941 года, на экраны кинотеатров вышел фильм режиссера Михаила Калатозова «Валерий Чкалов». 

Летчик Валерий Чкалов еще при жизни стал легендой. В июле 1936 года его экипаж вылетел из Москвы и через 56 часов приземлился на острове Удд в Охотском море. За совершенный подвиг летчикам Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову были присвоены звания Героев Советского Союза. Через год после перелета на остров Удд экипаж в том же составе совершил то, что никому в мире еще не удавалось, – перелетел через Северный полюс из Москвы до канадского Ванкувера. Тогда Чкалов сказал: «Если быть, то быть первым». Эти слова многие годы вдохновляли его последователей, в том числе Юрия Гагарина. Это фильм о летчике со сложным характером, его отношении с людьми и любви к небу.

Сталинский сокол

Конечно же, личность Чкалова не могла не заинтересовать кинематографистов. В 1940 году Михаил Калатозов (будущий обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за фильм «Летят журавли») на «Ленфильме» приступил к съемкам картины о «Сталинском соколе», как было принято тогда называть Чкалова.

Среди авторов сценария вместе с профессиональными кинодраматургами Дмитрием Тарасовым и Борисом Чирсковым был и соратник Чкалова – летчик-испы­татель Георгий Байдуков. 

На главную роль режиссер пригласил Владимира Белокурова. Выбор этот был сделан прежде всего из-за характера актера. «В его поведении есть что-то напоминающее облик Чкалова», – писали кинокритики 1940-х. 

На съемочную группу возлагали большую ответственность, но при этом несколько раз подчеркивали, что результат зависит только от них. Главное, что требовало руководство, – успеть сдать фильм до конца 1940 года.

Вопреки трудностям

Съемки начинались на подъеме. В газете «Кадр» творческий коллектив фильма принял на себя повышенные обязательства: «Сдать картину «Великий летчик» (рабочее название) дирекции киностудии не позднее 31 декабря 1940 года с оценкой «отлично». 

При таком настрое разве может пойти что-то не так? Но фильм снимался с боем. Об этом говорят подшивки ленфильмовской газеты «Кадр» той поры. 

«Закончены съемки павильона «Гауптвахта» (5 съемочных дней). Павильон переснимался из-за брака пленки. В течение трех дней группа выезжала на натуру, на аэродром, но плохая погода исключала возможность съемки», – опубликовала свой первый отчет съемочная группа. 

В Киеве должны были сниматься основные непавильонные сцены. Съемочной группе, несмотря на обещания киевского руководства, не было предоставлено необходимое оборудование – подъемный кран, тележка для съемочной камеры, автобус…

Однако несмотря ни на что, съемки в Киеве закончились успешно. Ругали только погоду, которая тормозила процесс все лето, и организационные промахи. В самом Киеве снимали сцены «Авария», «Проезд Орджоникидзе» и другие. Днепр «исполнял роль» Волги для сцены «Берег Волги». На Киевской студии был отснят «Кабинет директора завода». После снимались эпизоды в одном из авиагородков Украины. 

В экспедиции группа отсняла сорок процентов материала и вернулась в Ленинград, где за оставшиеся два месяца нужно было успеть все закончить. Но во время павильонных съемок на «Ленфильме» не обошлось без проблем. С опозданием было проведено застекление декорации. Очередной кран прибыл из другой экспедиции – съемок фильма «Фронтовые подруги» с задержкой и в поврежденном виде. Группа потребовала принять меры: наказать виновных, предоставить дополнительный ассистентский состав режиссеру, оператору и звукооператору для ускорения работы.

Пример героизма

Биографический  фильм «Валерий Чкалов» Михаила Калатозова вышел на экраны 12 марта 1941 года и стал для нескольких поколений кинозрителей примером мужества и героизма. 

К слову, в том же «Кадре» есть информация, что «Ленфильм» планировал создать кинокартину «Авиаторы», которая должна была рассказать о летчиках Российской империи и перекликаться с кинокартиной «Валерий Чкалов». «Вместе они отразят два самых противоположных и значительных этапа в истории завоевания воздуха русским народом», – написал режиссер Леонид Трауберг. Но вскоре началась Великая Отечественная война, и многим творческим планам киностудии не суждено было сбыться. А фильм «Валерий Чкалов» в годы войны встал в ряд тех великих кинокартин, которые вдохновляли народ на борьбу с врагом.

Пролет под мостом

Полет Чкалова под мостом Равенства – так в Ленинграде в 1920-е называли Троицкий – не менее знаменит, чем его перелет через Северный полюс в Америку. Этот пролет стал и визитной карточкой картины. Как признался Михаил Калатозов, ему не очень нравился сценарий картины. В нем было много пафоса и героики. Из Чкалова, к тому времени уже погибшего, советская пропаганда ваяла икону. По понятным причинам в фильме нельзя было рассказывать о необузданном характере знаменитого летчика, который неоднократно попадал под суд за нарушения дисциплины и пьяные дебоши. Но однажды Калатозов услышал от летчиков историю о бравом пилоте, который еще до революции пролетел под одним из невских мостов. И в голове режиссера, как говорится, все сразу сложилось. Из хулигана сделали романтика, жаждавшего покорить небо.

О том, что такой трюк в принципе возможен, доказал летчик Евгений Борисенко, которому пришлось шесть раз проделать легендарный трюк на гидросамолете Ш-2.


Артемий АГРАФЕНИН, фото: пресс-служба «Ленфильма»