- Выставка, КУЛЬТУРА

Виртуоз светотени

В Доме радио открылась экспозиция работ крупнейшего фотографа-авангардиста 1920 – 1930-х годов Александра Родченко. Выставка, организованная проектом «MusicAeterna», Галереей Люмьер и фондом «Still Art», включает наиболее значимые произведения мастера, вошедшие в золотой фонд мирового фотоискусства.

Александр Михайлович Родченко (1891 – 1956) – один из самых разносторонне одаренных представителей русского художественного авангарда начала ХХ века, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и теат­рального дизайна.

Мастер

«В настоящее время этот мастер достаточно часто воспринимается прежде всего как худож­ник, график и скульптор. Поэтому одной из задач нашей выставки мы считаем напоминание о том влиянии, которое его работы оказали на фотоискусство – не только в России, но и во всем мире», – рассказывает куратор Галереи Люмьер Александра Анисимова.

Экспериментальный подход к фотографии, продемонстрированный Александром Родченко, навсегда изменил этот вид искусства. Его работы не только повлияли на современников и породили целое поколение подражателей (появилось даже определение «родченковский стиль»), но и определили развитие фото­мастер­ства на многие десяти­летия вперед.

В числе прорывных приемов в арсенале авангардиста были новаторская работа со светотенью, съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадру, макросъемка, применение двойной экспозиции и многое иное. Он стремился, как писал его друг и единомышленник Осип Брик, превратить знакомую вещь в «кажется никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее, расширить возможности «видеть вещи». Мастер ставил свое­й целью отра­зить в кадре не просто изображение, реальность, а «идею». Многие из при­емов и подходов, впервые опробованных Александром Родченко, сегодня вошли в число классических для профессиональных фотографов.

Экспозиция

В экспозицию вошли 58 работ мастера разного времени из коллекции «Still Art Foundation» – начиная с первых фотографических опытов середины 1920-х и до конца 1930-х годов. Интересно, что это не старые снимки того времени. Все фотографии, представленные на выставке, были напечатаны в 1994 году с оригинальных авторских негативов Александра Родченко его внуком, который тем самым хотел обеспечить сохранность наследия своего знаменитого деда. Дело в том, что значительная часть карточек, сделанных в 1920 – 1930-х годах, несмотря на свою безусловную историческую ценность, пришла в ветхое состояние. Заново напечатанные снимки разошлись по государственным собраниям и частным коллекциям, что способствовало популяризации творческого наследия советского фотографа-авангардиста.

На выставке представлены знаменитые снимки членов семьи Александра Родченко: матери, жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко. Также экспонируются портреты друзей: художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Среди них несколько фотографий Владимира Маяковского из самой первой фотосессии Родченко, снятых в его мастерской в 1924 году, яркий портрет Лили Брик, который стал основой для классического рекламного плаката «Ленгиза», и известная фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ». В экспозицию также вошли архитектурные съемки и фоторепортажи Родченко: легендарные «Балконы» (1925), «Лестница» (1929), «Пожарная лестница» (1925), а также «Пионе­р-трубач» (1930) и «Пионерка­» (1930).

На заметку

Для входа необходимо предъявить QR-код о вакцинации от COVID-19 или перенесенной болезни.


Михаил КУЛЫБИН, фото экспонатов выставки: Лидия ВЕРЕЩАГИНА