- Кино, КУЛЬТУРА

Война Жени Колышкина

Продолжаем рассказ про фильмы о войне, снятые на киностудии «Ленфильм». Одной из самых популярных кинокартин, посвященных Великой Отечественной, стала «Женя, Женечка и «катюша». Режиссер Владимир Мотыль снял комедийную мелодраму в 1967 году. Когда она вышла в прокат, в первый год ее посмотрели около 25 миллионов человек.

Солдат Женя Колышкин – хрупкий интеллигент с Арбата – сплошное недоразумение на войне. Отправившись в предновогоднюю ночь за посылкой, он натыкается на немецкий блиндаж. Ему удается спастись, но гауптвахта неизбежна. Незавидную участь Жени скрашивает Женечка Земляникина – связистка полка реактивной артиллерии – «катюш». Пройдет время, и они встретятся в громадном пустом доме в освобожденном городе… Одна из самых нежных картин о войне.

О войне… и комедия?

Изначально Владимир Мотыль планировал снять свою картину на «Мосфильме». Однако сюжет о влюбленном чудаковатом парне с манерой изъ­ясняться как в галантных рыцарских романах художественный совет студии не оценил. Разве можно снимать комедию о войне? Почему главный персонаж – артиллерист – такой негероический? К счастью, киностудия «Ленфильм» была менее консервативна, готова на эксперименты. В Ленинграде кинокартину приняли в работу.

Но и на «Ленфильме» не все шло гладко. Художественный совет видел на главных ролях совершенно не тех актеров, которых предлагал сам Мотыль. На главную женскую роль хотели утвердить Наталью Кустинскую. Одна из первых красавиц советского кинематографа, прославившаяся в фильмах «Три плюс два», «Королевская регата» и других, казалось, гарантировала зрительский успех. Но Мотыль сопротивлялся как мог. Он искал привлекательную актрису с «немного грубой внешностью», а изнеженная Кустинская никак не соответствовала «девушке с фронта». В итоге ассистенты предложили Галину Фигловскую. Выпускница Щукинского училища настолько была неуверена в себе, что по специальности не работала, а, получив инженерное образование, трудилась в закрытом секретном учреждении. Но, посмотрев ее пробы, Мотыль окончательно уверился, что нашел героиню для фильма. Забегая вперед, скажем, что у Фигловской роль Женечки навсегда осталась главной и звездной. Позже она снялась во многих фильмах, но в основном это будут эпизоды.

Снайперский выбор

Что касается претендентов на роль Колышкина, тут также было несколько вариантов. Когда уже практически утвердили Борислава Брондукова, появился Олег Даль. На пробах он вел себя вызывающе и высокомерно. И это качество характера – умение держаться независимо – очень понравилось режиссеру. Но как только он назвал имя Даля худсовету, там замахали руками: «Только не он…»

Мотыль утверждал: «Главное качество Жени Колышкина – это его неадекватность к окружающему. Он живет в своем фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения. Даль – самый точный, снайперский выбор на эту роль». Когда ленфильмовские начальники посмотрели пробы, немного смягчились. Утвердили Даля под личную ответственность Мотыля.

Творческое трио

На «Жене, Женечке и «катюше» сложилось творческое трио – режиссер Владимир Мотыль, поэт Булат Окуджава и композитор Исаак Шварц. В дальнейшем они создадут «Белое солнце пустыни» и «Звезду пленительного счастья». К фильму «Женя, Женечка и «катюша» была создана главная композиция «Капли датского короля». Она добавила фильму популярности.

«Еще будучи не знаком с Окуджавой, я взахлеб прочитал его повесть «Будь здоров, школяр». И ее интонации, мягкий юмор и истинная правда о войне меня навели на идею сюжета о школьнике-интеллигенте, который попадает на войну и все время у него все невпопад. И там должна вспыхнуть какая-то любовь, которая даже может обернуться трагедией – ведь это все-таки война, – и он даже может быть виновником этой трагедии. Вот такие общие черты сюжета. Когда я написал заявку, где уже были все персонажи, я отправился в Ленинград, где в это время жил Окуджава. Когда он прочел заявку, то спросил: «А при чем тут я? У вас есть сюжет, есть характеры, беритесь и пишите». Я ему сказал: «Булат Шалвович, я поклонник вашей обруганной в печати книги «Будь здоров, школяр», мне очень понравились детали, которые вы привнесли из настоящей жизни, ведь вы были на войне, в отличие от меня. Пожалуйста, подумайте об участии в работе над сценарием. И он согласился», – вспоминал Владимир Мотыль.

Исаак Шварц к работе над фильмом подключился не сразу. Режиссер Владимир Мотыль пригласил его после того, как расстался с предыдущим композитором, о чем Исааку Иосифовичу не сказал. В том был свой умысел: Мотыль знал, что Шварц очень не любил работать «после кого-то». Шварца на «Ленфильме» считали очень сложным человеком. Но все выработанные годами правила на сей раз не сработали. Он согласился.

Как в жизни

Работа над фильмом проходила в Калининграде и его окрестностях, некоторые эпизоды снимали во Всеволожске. Многие сюжетные линии фильма основаны на реальных событиях. Так, эпизод, в котором советский солдат под Новый год, заблудившись с посылкой, попал к немцам, заимствовали из фронтовых газет. Сцена на Балтике, где Земляникина и Колышкин разминулись в трех шагах, была автобиографичной – у родителей режиссера тоже был похожий случай. Многие реальные детали, диалоги и образы привнес в сценарий Булат Окуджава.

Режиссер старался не фокусироваться на батальных сценах, считая более важным показать отношения своих лирических героев. И это у него получилось. Фильм, в котором изначально все шло «не так», в итоге состоялся и стал одним из самых популярных кинопроизведений о войне.


Артемий АГРАФЕНИН, фото из архива «Ленфильма»