- Выставка, КУЛЬТУРА

Выставка свободы воли

Выставка христианского искусства «О началах» открылась 13 марта в пространстве More Place на Васильевском острове. В канун Великого поста художники Борис Смирнов-Русецкий, Лариса Астрейн, Алексей Гостинцев, Владимир Загоров, Алексей Смоловик и Михаил Цэруш визуальным языком искусства донесли до зрителей христианские каноны миросозерцания.

Корреспонденты «Вечернего Санкт-Петербурга» побывали на открытии выставки вместе с первыми посетителями и расспросили организатора об основных ценностях необычного вида искусства и истории создания некоторых работ.

«Наша выставка «О началах» с религиозным миросозерцанием открывается в нашей галерее накануне Великого поста, и это становится хорошей традицией», – рассказал куратор выставки художник Алексей Смоловик. Для современных художников важно видеть визуальный язык других авторов, работающих в духе времени, чтобы не скатываться в бутафорию, подражая стилистике прошлых веков. Здесь представлена живая традиция, живой творческий процесс, актуальный в наше время.

Между тем в Петербурге у христианского искусства очень давняя и сильная традиция, есть высокие и уникальные явления, выходящие в масштаб мировых общечеловеческих ценностей, – это Михаил Матюшин, Борис Смирнов-Русецкий, Владимир Стерлигов и его ученики и последователи. Их творчество – это те небольшие островки, которые не в первый год объединяются в единой выставке в галерее перед Велики­м постом.

Хотя в искусстве и существует своя иерархия – есть, например, низовое искусство, тот же лубок, – но уже с Серебряного века и эпохи мастеров авангарда в России художники начинают ставить перед собой более высокие и сложные задачи. И во всем мире по-прежнему первенство за мастерами русского авангарда Малевичем, Кандинским.

И в данной выставке чудесным образом объединены разные традиции. Представлены работы Б. А. Смирнова-Русецкого, недавно приобретенные на аукционе. А он не только несколько лет был в переписке с великим Василием Кандинским, но и заплатил за это сполна – пятнадцатью годами пребывания в ГУЛАГе.

Другая линия – это Владимир Стерлигов и его последователи. Они сохраняют преемственность от самого Казимира Малевича. Сейчас, кстати, меняется отношение и к самому Малевичу, объясняет Алексей Смоловик. Все чаще публикуется рассказ о том, что свой «Черный квадрат» он написал по памяти детства, когда главным сакральным изображением была икона в красном углу. Так как иконы были закопчены – и лики становились черными в поле серебряного оклада, – то воспринимались как черный квадрат на светлом фоне. И Малевич в годы тотального безбожия создал образ из детства. Что послужило серьезным импульсом обновления пластического языка для всего мира. Из России и из супрематизма произрастают актуальные и поныне современные стили – минимализм и другие.

Алексей Смоловик также рассказал, почему обычному горожанину было бы полезно посетить эту выставку. Во-первых, всем нам, живущим в со­временном мире, полезно из суеты окунуться в идеальный мир поэзии и живописи. А сейчас это как никогда остро и актуально. К нам иногда заходят на выставку дети как зрители, а ведь они даже живопись воспринимают через экран своего телефона (или гаджета). Без фотофиксации они уже не смотрят на впечатления мира и окружающего пространства. И чтобы душа окончательно не погиб­ла от машин и технологий, этому как раз и противостоит мир живописных и духовных ценностей. И зритель должен сам выбрать – сохранять ли живую связь с процессом творчества и религии или складывать лапки и постепенно превращаться в киборга или терминатора. А в эти дни Великого поста в первую очередь необходим отдых от агрессивной информации. Организаторы приглашают всех прийти и окунуться в пространство живописи и созерцать линии, формы и образы.

Подвижник

На выставке представлен последний прижизненный портрет старца Николая Гурьянова. Его, наверное, знают и любят во всей России, он один из самых почитаемых религиозных деятелей Русской православной церкви ХХ века. Алексей Смоловик рассказал, как впервые встретился с ним: «Встреча прошла незабываемая, чудотворный старец поведал нам спокойно, как будто в сказочной форме, как мы в ближайшем будущем посмотрим Иерусалим и Афон, посетим бывшую Византию – Константинополь». Эта встреча на многие годы вперед вдохновила художника на его работы именно в жанре христианского искусства.


Андрей ЮДИН, фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА