- ГОРОД

Юбилей строителей атомного флота

Балтийский завод – самое крупное судостроительное предприятие Петербурга – отметил юбилей. Верфи исполнилось 165 лет. По случаю праздника шестерым работникам завода, внесшим особый вклад в развитие предприятия, было присвоено звание «Почетный балтиец».

Также в честь юбилея выпущена книга, повествующая о главных проектах, построенных поколениями корабелов-балтийцев. Сегодня Балтийский завод – уникальное предприятие, которое специализируется на строительстве судов ледового класса с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков.

Первый «Опыт»

Верфь была основана в 1856 году. Одной из причин ее создания стало поражение России в Крымской войне. По ее итогам стало ясно, что страна нуждается в коренном пересмотре концепции создания флота, – на смену деревянным парусным кораблям пришли стальные с паровой машиной. Для быстрого обновления морских сил нужны были мощности по строительству кораблей.

Именно здесь, на предприятии, носившем тогда название «Балтийский литейный, механический и строительный завод Карра и Макферсона», был построен первый корабль Российского императорского флота, имевший броневую защиту. Им стала канонерская лодка «Опыт». Она была спущена на воду осенью 1861 года, а уже весной вошла в строй дейст­вующих кораблей.

Через несколько лет Балтийский завод вновь проявил свою новаторскую сущность – здесь построили корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. Он стал уникальным еще и потому, что до него металлические корабли водоизмещением более 1500 тонн в России не строились.

Хищники морских глубин

На рубеже XIX и XX веков на Балтийском заводе была создана специальная комиссия для разработки проекта подводной лодки. Возглавил ее известный ученый в области судостроения Иван Бубнов. Работы велись втайне. Степень секретности была такова, что даже в рабочих документах запрещено было употреблять словосочетание «подводная лодка». Сначала она получила обозначение «Миноносец № 113». И лишь в 1904 году ей было присвоено имя собственное – «Дельфин».

После этого подводные лодки стали строить одну за другой. Каждая следующая становилась не только продолжением, но и развитием предыдущего проекта. Вершиной этих работ стали корабли типа «Барс», по целому ряду парамет­ров превосходившие лучшие зарубежные субмарины.

Непокоренное небо

Стоит, наверное, упомянуть, что в истории Балтийского завода была и попытка покорения «пятого океана». В 1912 году здесь создали дирижабль, получивший название «Гиган­т». Это был самый большой управляемый аэростат, построенный в России. Но в первом же полете на небольшой высоте он прогнулся в средней части и упал на землю. К счастью, обошлось без жертв. «Гигант» был отремонтирован, но в небо больше не поднимался никогда.

Корабли строили в блокаду

В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Здесь ремонтировали повреж­денные боевые корабли и изготавливали боеприпасы. При этом балтийцы не забывали об основной своей специальности – создавать флот. Так, для трассы на Ладоге, соединявшей город с Большой землей, были построены небольшие самоходные баржи – тендеры на 10 – 12 тонн груза.

А ближе к моменту полного освобождения города от блокады на Балтийском стали серийно строить тральщики для прорыва другой блокады – минной.

«Орланы» из балтийского гнезда

Послевоенные годы стали временем расцвета Балтийского завода. В частности, здесь освоили строительство корабле­й и судов с ядерной энергетической установкой.

На верфи были построены самые большие в мире неавиа­несущие надводные корабли – тяжелые атомные ракетные крейсера проектов 1144 и 1144.2 «Орлан». Первы­й – «Киро­в» – был заложен в 1973 году. Всего их было пять. В строю остались только два. Один – «Петр Великий» – сегодня является флагманом Север­ного флота. Второй – «Адмирал Нахимо­в» – находится на модернизации. По планам он должен вернуться в строй в 2023 году. По мнению экспертов, после перевооружения он станет самым мощным надводным боевым кораблем в мире.

Что касается гражданского флота, то и тут Балтийский завод оказался в числе лидеров. Именно здесь была построена серия атомных ледоколов типа «Арктика». 

Поколения уходят, традиции остаются

И сегодня на Балтийском заводе сохраняются и развиваются традиции атомного судо­строения. В 2019 году на верфи был построен и передан заказчику – концерну «Росэнергоатом» – единственный в мире плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной тепло­элект­ростанции в городе Певеке.

И конечно, здесь продолжают создавать ледоколы. Предприятием подписаны контрак­ты на строительство пяти судов проекта 22220 с энергетической установкой на 60 МВт. На сегодня это самые мощные ледоколы в мире.

Между тем

АО «Балтийский завод» стал обладателем премии в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России «Хрустальный компас». Награда получена предприятием в номинации «Лучший экологический проект промышленных предприятий и бизнеса» за реализацию проекта «Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220». Вместе с Балтийским заводом победителями стали ФГУП «Атомфлот» и ПАО «ЦКБ «Айсберг».

Цитата

Генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей­ КАДИЛОВ:

«Сегодня мы отчетливо видим, как формируется новый облик человека труда, как возрождается былой престиж рабочих специальностей. В наши цеха приходит все больше молодежи, которая готова учиться, готова перенимать опыт и хочет заниматься чем-то серьезным и значимым, чтобы оставить след в истории своей страны».


Фото автора