- ОБЩЕСТВО

Железнодорожники XXI века

Одно из старейших профессиональных учебных заведений Петербурга – Электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А. С. Суханова отмечает вековой юбилей. Кто сегодня стремится получить рабочую специальность, узнал наш корреспондент.

Железные дороги для такой страны, как Россия, протянувшейся от Тихого океана до побережья Балтийского моря, – как сеть кровеносных сосудов. Без них страна нежизнеспособна. Война, революция, эпидемии – ничто не может остановить перевозки, обеспечивающие жизнь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что еще не отгремели бои Гражданской войны, когда в Петрограде при Главных мастерских Северо-Западного железнодорожного управления открылась первая школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для подготовки квалифицированных рабочих. Ее первый набор был невелик – всего восемь воспитанников. Сегодня Электромеханический техникум железнодорожного транспорта – это 650 учащихся, современные тренажеры, мастерские и классы.

– Все сто лет мы верны железной дороге и готовим для нее квалифицированные кадры, – отмечает врио директора техникума Надежда Стецко.

Наследники профессии

Многие из нынешних учеников – представители рабочих династий. У кого-то родители работают на железной дороге, у кого-то старшие братья окончили техникум. Немало и тех, кто прошел через Малую Октябрьскую железную дорогу. Это самая настоящая узкоколейная железная дорога, по которой ходят самые настоящие поезда. Работают на ней школьники 9 – 15 лет. Помогают водить составы, работают обходчиками и монтерами.

– У таких ребят-абитуриентов очень высокая мотивация, – отмечает заместитель директора по воспитательной работа Галина Федотова.

Сегодня в техникуме готовят специалистов по трем профессиям: помощник машиниста, слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава и оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте и одной специальности – техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Это специалисты среднего звена – мастера и начальники участков. К слову, программа подготовки операторов – единственная, на которую принимают девушек. Все остальное считается мужской работой.

Навыки получают на практике

Из учебного корпуса, заполненного по случаю перерыва ребятами в железнодорожной форме, переходим в производственный. Здесь царство тех, кто дает учащимся основы профессиональных знаний в слесарных мастерских и на современных компьютерных тренажерах, где отрабатываются навыки по вождению поездов.

– Все наши преподаватели – бывшие сотрудники железной дороги, – поясняет старший мастер техникума Елизавета Путихина. – Специалисты по ремонту подвижного состава, машинисты и машинисты-инструкторы. Одни вышли на пенсию по выслуге лет, другие просто решили поменять работу и передать свой опыт новому поколению.

Первые два курса ребята, обучающиеся по четырехлетней программе, получают образование в техникуме. С третьего курса их время поровну делится между учебным заведением и предприятиями, где они проходят производственную практику. Как правило, там ребятам предстоит впоследствии работать. 

– Мы постоянно корректируем учебные программы, чтобы идти в ногу со временем, – говорит старший мастер. – В этом процессе активно участвует ОЖД. Готовимся в будущем году участвовать в конкурсах профессионального мастерства по программе WorldSkills, где недавно была утверждена компетенция «Управление локомотивом».

Мечта детства воплотится в жизнь

Владислав Иванов – студент первого курса ЭМТ железнодорожного транспорта. Сегодня он готовится стать слесарем по ремонту подвижного состава. Решение прийти в техникум стало продолжением давней мечты.

– Я с детства увлекаюсь железнодорожным транспортом, – рассказывает Владислав. – Вместе с другом построил на дачном участке узкоколейную железную дорогу. Пока есть только локомотив на электрической тяге, прямой участок путей, две стрелки, две станции и навес для локомотива. В планах построить еще петлю, соединенную с кругом, и депо, которое будет копией старинного.

Отец Владислава – инженер-кораблестроитель, мама – начальник  транспортного участка на одном из предприятий города. К увлечению сына отнеслись с пониманием. 

– Получу профессию, потом пройду медкомиссию и пойду учиться на машиниста тепловоза, затем переквалифицируюсь на паровоз, – говорит он.

Почему паровоз?

– Это машина с душой, – поясняет Владислав. – У меня есть знакомые машинисты, которые на них работают.

Но и это еще не все. Дальше в планах – университет, образование в котором он собирается получать заочно без отрыва от работы.


Фото автора