- Выставка, ГОРОД

Живописцы нарисовали блокадный трамвай

Выставка «Блокадный транспорт глазами юных художников» открылась в Музее городского электрического транспорта. Она посвящена 75-летию Великой Победы. Здесь представлены избранные работы юных живописцев, которые являются постоянными посетителями музея и настоящими любителями транспорта.

Некоторые картины принесены музею в дар. Их авторы – постоянные участники и победители конкурсов изобразительного мастерства, которые регулярно проводит СПб ГУП «Горэлектротранс». Например, девятилетняя Ксения Фомина, победитель конкурса «Трамваи и троллейбусы в городе на Неве» этого года, подарила музею работу «Первый блокадный трамвай».

«Это важное событие, когда в блокадном городе пустили трамвай. Все были рады. На заднем плане моего рисунка Адмиралтейство, в котором всю блокаду работала моя прабабушка. Мне кажется, историю своей семьи, своего города важно помнить. Думаю, что историю Ленинграда многие ребята знают довольно хорошо, а вот историю блокады и трамвая – не очень», – высказала мнение девятилетняя художница Ксения Фомина.

На выставке можно увидеть работы, которые принимали участие в конкурсах детских рисунков «Трамваи и троллейбусы в городе на Неве» в разные годы. В 2020-м этот конкурс проводился в седьмой раз, в год 75-летия Великой Победы многие произведения маленьких художников были посвящены теме блокады. В их числе рисунок воспитанника «Центра содействия семейному воспитанию № 15» Юрия Столярова. На картине мальчик изобразил трамвай на фоне блокадной электрической подстанции рядом с Цирком на Фонтанке. Во время блокады подстанция «Центральная № 11» обеспечивала ток трамваям, которые ходили по городу. Она сохранилась и по сей день.

Преподаватель изобразительного искусства – наставник Юрия Столярова Альбина Кочергина считает, что о блокаде, о героической работе трамвая в оккупированном, практически парализованном городе необходимо рассказывать детям. Ведь трамвай был той единственной транспортной артерией, которая соединяла разные районы города и давала возможность людям передвигаться.

«С детьми я занимаюсь в изостудии «Родничок», и наши дети всегда рады поучаствовать во всевозможных конкурсах, на выставках. Для конкурса «Трамваи и троллейбусы в городе на Неве» дети писали в разных техниках, и все очень старались. Когда узнали, что некоторые работы представлены на выставке «Блокадный транс­порт глазами юных художников», конечно, загорелись желанием съездить в музей, но мы сейчас на карантине, так что ждем его окончания», – рассказала Альбина Кочергина.

Преподаватель изобразительного искусства поделилась, что тему транспорта в изостудии «Центра содействия семейному воспитанию» Фрунзенского района очень любят. Особенно мальчишки, у которых для каждого рисунка есть свои оригинальные художественные сюжеты в голове. Юра Столяров, изобразил, к примеру, блокадную подстанцию как один из символов окруженного города.

«Она была для города в тот момент жизненно необходима. Тему блокадного трамвая мы взяли не просто так: сначала изучили саму историю, я показывала детям вырезки из старых газет. И сейчас они эти трагические страницы истории знают», – подчеркнула педагог.

Накануне Великой Отечественной ленинградское трамвайное хозяйство было великолепно развито. Поэтому во время войны и блокады трамвай стал основным транс­портом в городе. С июня 1941 года в Ленинград привозили большое количество раненых. От санитарных поездов к больницам и госпиталям их доставляли на трамваях. Для этого часть «Американок» переоборудовали в санитарные вагоны. В усиленном режиме работали и грузовые трамваи, они доставляли к станциям железных дорог оборудование для эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик. Даже продукты в магазины доставляли на трамваях.

Но 8 декабря регулярное движение электротранспорта прекратилось из-за перебоев в электроснабжении и снежных заносов. 3 января 1942 года напряжение отключилось, и последние трамваи вмерзли в заснеженные улицы.

«У лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках. Стоят… Неужели мы в этом когда-то ездили? Странно! Я шла мимо умерших трамваев и троллейбусов в каком-то другом столетии, в другой жизни», – описывает те события в своем «Ленинградском дневнике» Ольга Берггольц.

Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, требовалось восстановить примерно 150 километров контактной сети – и все это делали в основном женщины. Символично, что первые грузовые трамваи возобновили работу 8 марта 1942 года. А уже 15 апреля началось пассажирское трамвайное движение – заработали пять маршрутов, пролегающих по диагонали через весь город, чтобы пассажиры могли добраться в любой район всего с одной пересадкой.


Варвара МЕШАВКИНА, фото: Наталья ЧАЙКА