- КУЛЬТУРА, Театр

Авторские и очень разные спектакли

С 27 по 30 августа в Санкт-Петербурге на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» пройдут гастроли Государственного академического театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. За четыре дня труппа представит шесть авторских спектаклей легендарных хореографов: «Сотворение мира», «Лисистрата», объединенные в один вечер одноактные балеты на музыку Игоря Стравинского «Жар-птица» и «Весна священная», а завершится гастрольный тур «Петербургскими сумерками» и «Чудесным мандарином».

Накануне на наши вопросы ответил главный режиссер театра Иван ВАСИЛЁВ.

– Вы десять лет не бывали с гастролями в Санкт-Петербурге. Скажите, пожалуйста, с чем это связано?

– Трудно сказать. Жизнь имеет некую волновую природу: то мы 18 лет подряд ездили в Америку, а потом вдруг перестали туда ездить, потому что умер наш тамошний импресарио. Думаю, все, что связано с Петербургом, это экономические проблемы, потому что гастроли балета – очень дорогая история. У нас в труппе 70 человек. В Питер­ поедут где-то 55. Их нужно привезти, поселить в гостиницу, накормить, выплатить гонорар. Очень сложно, но мы не могли бы это осуществить без финансовой поддержки Мини­стер­ств­а культуры России. И впервые за многие годы у нас по­явился спонсор, который серьезно профинансировал эти гастроли.

– Чем обусловлен выбор спектаклей?

– Все спектакли – авторские и очень разные. Первый – «Сотворение мира» на музыку Андрея Петрова, которому в прошлом году исполнилось бы 90 лет. Он был впервые показан в Петербурге в Мариинском театре (тогда Кировском). Роль Адама тогда исполнял Михаил Барышников.

Нормально отпраздновать юбилей Петрова не получалось из-за пандемии, празднование переносилось и переносилось… Но нам очень хотелось отметить и другое событие – 90-летие Владимира Юдича Василёва. Такой юбилейный год. Поэтому гастроли посвящены в первую очередь этим событиям. Кстати, балету «Сотворение мира» 50 лет, однако он с большим интересом смотрится и сегодня во всем мире: за полвека был поставлен в более чем шестидесяти театрах мира. Последние две премьеры прошли в США шесть лет назад (в Индианаполисе и Арлингтоне). Удивительно, как Касаткина и Василёв получили дар создавать балеты, которые превращаются в современную классику, интересную миллионам зрителей. Пару лет назад меня поразил случай: показывали «Сотворение мира» на Новой сцене Большого театра. После спектакля билетерша упала передо мной на колени и благодарила. Такого у меня в жизни никогда не было.

– А в Кировском «Сотворение мира» тоже ставили Василёв и Касаткина?

– Да, это они. Начали все делать в Москве в Большом театре, но в столице их заклеймили «модернистами» и сказали, что разрешать ставить спектакли им не рекомендуется. Их спас Ленинград, во многом благодаря извечному соперничеству между двумя столицами. В Ленин­граде тогда поддержали, а из Москвы присылали девять комиссий, чтобы балет снять и запретить. Но ленинградский обком партии их защитил. В первую очередь помог, конечно же, Андрей Павлович Петров. Петров вообще уникальный человек. 

А вот почему Касаткину и Василёва назвали модернистами и не давали поставить в Москве «Сотворение мира»? В первую очередь, из-за балета «Весна священная», который был поставлен в Большом театре еще в 60-х годах. Этот балет они поставили с молодежью театра тайком, когда Большой выезжал куда-то на гастроли. И потом, когда намечались первые гастроли Большого теат­ра в Америку, Игорь Александрович Моисеев пригласил импресарио Соломона Юрока для просмотра балета. И Юрок предложил открывать этим балетом гастроли Большого театра. И чтобы за пультом был сам Стравинский. Госпожа (товарищ) Фурцева тогда сказала, что нечего эмигранту Стравинскому примазываться к славе советского балета. В результате «Весна священная» гастроли не открывала и Стравинский не дирижировал, но на самый первый показ спектаклей Большого театра в США его вывезли параллельно с классикой. Касаткиной и Василёву тогда удалось встретиться с композитором и записать на магнитофон их беседу, где Стравинский полностью поддержал их концепцию.

Поскольку это одноактный балет, то для полного вечера Стравинского – уже гораздо позже – Касаткина и Василёв поставили еще и балет «Жар-птица».

В составе вечера Стравинского есть некоторое противоречие. «Жар-птица» – это, скорее, детская сказка. Хотя и страшная. А «Весна священная» – это абсолютно взрослый балет с удивительно эмоциональным воздействием на зрителя.

И еще два городских балета. Первый – это балет на Пятую симфонию Чайковского «Петер­бургские сумерки», который был специально восстановлен к этим гастролям. Балет посвящен Петербургу. Это тоже одноактный балет, производящий очень сильное эмоциональное впечатление. И второй балет на музыку выдающегося венгерского композитора ХХ века Бартока – «Чудесный мандарин» – с таким же сильным психологическим влиянием на зрителя и с гениальной музыкой. И тут нужно предупредить: многие по названию думают, что «Чудесный мандарин» – это детская сказка. Но на самом деле это совершенно взрослая история – триллер с убийствами и так далее. И последний балет, который мы привозим, – это балет «Лисистрата» на музыку дочери Андрея Петрова Ольги Петровой. Касаткина и Василёв замышляли «Лисистрату» совместно с Андреем Павловичем, но судьба не позволила им совместно реализовать этот проект.

Досье

Иван Владимирович Василёв 

Родился 1 мая 1960 года в Москве в семье хореографов Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.

В 1983 году окончил с отличием режиссерский факультет ВГИКа. Но своим настоящим учителем кинемато­графии считает Станислава Иосифовича Ростоцког­о, с которым работал вторым режиссеро­м на российско-норвежском фильм­е «И на камнях растут деревья».

В середине 90-х земельный участок Театра классического балета под руководством Касаткиной и Василёва попыта­лись захватить бандиты. Иван был вынужден прийти на помощ­ь своим родителям. Участок удалось отстоять, и с этого момента Иван связал свою судьбу с театром балет­а. Сначала в качестве руководителя театрального фонда, затем директора, а после того как ушел Владими­р Юдич Василёв – в качестве главног­о режиссера.


Вячеслав КОЧНОВ, фото: театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва