- ОБЩЕСТВО

Чистота – залог дохода

В Петербурге работают больше десятка крупных компаний по уборке помещений. Индустрия набрала обороты еще несколько лет назад, а в этом году столкнулась, как и другие, с серьезным испытанием из-за коронавирусной инфекции. Тем не менее проверку на прочность многие компании прошли успешно.

– В период самоизоляции мы не закрывались, так как наша компания не попадала в список организаций, деятельность которых была приостановлена, – рассказал один из менеджеров клининговой компании. – Мы действовали в рамках закона и выполняли все предписания. Ежедневно следили за развитием событий и быстро подстраивались под ситуацию: закупили антисептики, маски и перчатки для клинеров (уборщиков. – Прим. ред.), решали вопросы с пропусками для них, вводили меры по контролю состояния здоровья сотрудников.

Человеческий фактор

В целом работа клининговой компании во многом построена на людях, их способностях, поэтому данный сегмент бизнеса имеет множество нюансов.

– Основная сложность ведения данного бизнеса – человеческий фактор, что свойственно сфере услуг, – рассказывает директор по развитию сервиса Qlean.ru Зоя Вирник. – Бывает, клинер хорошо выполнил свою работу, но клиенту с ним было не очень комфортно: работник слишком болтлив или слишком тихий, закрытый, медленный или, наоборот, слишком быстрый и так далее. Для идеального совпадения тут нужно оценить работу нескольких клинеров, чтобы найти своего (чтобы и человеком хорошим был, и убирал отлично).

– Я бы еще сказал, что мы стандартизуем услугу уборки квартиры, – продолжает генеральный директор компании «Домовенок» Никита Жилин. – Поэтому основная сложность – правильная оценка и ценообразование. Делаем это за счет большого количества данных. Мы выполняем порядка двухсот тысяч заказов в год, поэтому умеем точно оценивать необходимое время для исполнителя. За счет этого у нас фиксированные цены по площади квартиры, а не по времени уборки.

Как нам рассказали в компании «Альпийский воздух», 45 – 50 процентов расходов клининговой компании – это зарплаты сотрудников, еще 20 – 25 процентов – траты на расходные материалы, транспортировку и в целом организацию процесса. Сверху ложатся расходы на маркетинг, обучение и так далее и тому подобное.

Пандемийные времена

Для многих служб работа с юридическими лицами – значительная статья доходов. В количественном соотношении таких объектов гораздо меньше, чем частных объектов, но с точки зрения дохода – это в подавляющем числе случаев более 50 процентов. Однако коронавирус ситуацию сильно пошатнул.

– История с пандемией, конечно же, на нас сказалась, так как есть постоянные объекты, а они приостановили заказы, – рассуждает директор клининговой компании «Альпийский воздух» Павел Арчебасов. – Пришлось рассчитывать только на разовые объекты. А их в это время было мало, так как люди в основном дома сидели. Конечно, продажи попросту рухнули, но мы справились.

Клининговые компании работают с клинерами по принципу профессионального сервиса: поступил заказ, человек выезжает на объект. При этом стороны не обременены постоянным договором. За счет этого компаниям, с одной стороны, во время пандемии не удалось зарабатывать как в обычное время. Но с другой стороны, меньше заказов – меньше трат. Что называется, не сильно заработали, но не критично потеряли. Наемные работники тоже нарядов получали меньше, но без работы не сидели – практически у всех оформлен договор подряда.

– Немаловажно, что мы все-таки начали сейчас получать господдержку, – отмечает Никита Жилин. – Но это все равно было неожиданно – надеялись только на себя. За счет поддержки государства смогли устранить всю задолженность по налогам в сжатые сроки. Суть мер заключалась в выдаче кредита под два процента годовых в размере согласно следующей формуле: минимальный оклад умножить на количество сотрудников. Но кредит можно не возвращать, если сохраняешь 90 процентов персонала от марта 2020 года.

Бизнес оживает

– Есть очевидный тренд в эпоху после пандемии: многие клининговые компании начали вводить услуги по дезинфекции помещений, – поделился директор по маркетингу компании Lavadora clean Роман Муравьев. – Знаю, что сейчас открываются новые организации, которые занимаются только этим направлением. Стоить такие услуги могут выше обычных рыночных показателей (3000 – 4000 рублей за помещения до 100 кв. метров). Но я считаю, что сегмент уборки в Петербурге еще далек от насыщения качественными услугами. Очень много частников и маленьких компаний, которые не следят за персоналом, качеством моющих средств. Это подрывает отношение потребителя к нам.

Несмотря на все сложности, компаниям удалось сохранить цены. Поэтому оживление рынка происходит заметно быстрее, чем в других сферах оказания услуг, где игроки вынуждены идти на значительное снижение среднего чека, считают представители «Домовенка». Плюс ко всему это позволяет постоянно работать над качеством сервиса.

– Мы сделали следующее наблюдение: заказы падали именно тогда, когда правительство объявляло о нерабочих днях, – резюмирует Никита Жилин. – То есть именно обозначение властями ситуации как серьезной заставляло людей задуматься о собственной безопасности. Как только официально сняли карантин, заказы стали быстро восстанавливаться. Также интересно, что при каждом изменении мер ограничений новые заказы замирали на несколько дней, а потом снова текли небольшим потоком. То есть люди пытались подстроиться под новые условия. Сегодня ситуация значительно улучшилась, и мы имеем стабильный рост выручки. Тем не менее нам еще не удалось вернуть прошлогодние показатели. А главное наше достижение в том, что никто из наших исполнителей не заразился коронавирусом.

Специалисты из индустрии полагают, что уже осенью компании приблизятся к докризисным показателям.

Как формировался рынок

Клининговая компания – это организация по предоставлению услуг уборки и дезинфекции помещений. Службы работают как с юридическими, так и с физическими лицами. Большинство организует работу через мобильные приложения или сайты: выбираете онлайн необходимую услугу, указываете желаемый день уборки и дополнительные опции (заправить кровать, отправить белье в химчистку, помыть окна). После оформления заявки клинер, как правило, уже на следующий день готов приехать к вам и убрать квартиру или офис за несколько часов.

Первые крупные клининговые игроки начали появляться в городе почти 10 лет назад, но стать полноценными сервисами по уборке у многих получилось лишь несколько лет назад.

– Идея «давайте сделаем платформу, дадим рекламу, и все заработает» тогда будоражила умы многих, – вспоминает генеральный директор компании «Домовенок» Никита Жилин. – Но как показала практика, в некоторых секторах такой подход дает не лучший результат. Однако надо отдать должное тому периоду: вложения в новый вид бизнеса ускорили рост рынка на два-три года. К счастью, уходит в прошлое подход «женщина должна готовить и убираться, мужчина обязан чинить все по дому и зарабатывать». Пригласить человека убраться в доме уже не кажется чем-то зазорным или недоступным.


Никита ЩЕРБАКОВ, фото spb.domovenok.ru, Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ