В декабре 2017 года на улицах Северной столицы появился инновационный транспорт – троллейбусы с увеличенным автономным ходом и динамической зарядкой (ТУАХ). За прошедшее время новые машины перевезли более 55 миллионов пассажиров. Как отмечают эксперты, появление ТУАХов оказало заметное влияние на транспортное обеспечение нашего города.
«ТУАХ – по сути троллейбус с установленными на нем мощными аккумуляторными батареями, – рассказывает начальник лаборатории предприятия, изготавливающего оборудование для ТУАХов и электробусов, Иван Иваненко. – За счет этого часть маршрута он может передвигаться без контактной сети. Причем немалую. По расчетам, у машин, которые работают в Петербурге, длина полного пробега на аккумуляторах может достигать 35 километров. Этого хватает с избытком – в нашем городе максимальный пробег без контактной сети составляет около 15 километров».
В остальное время ТУАХ едет с использованием обычной троллейбусной контактной сети. При этом водителю для подключения даже не нужно выходить из кабины. Штанги токосъемников поднимаются дистанционно, а поставить их на провода помогают специальные уголковые улавливатели.
Главная изюминка заключается в том, что во время движения с использованием контактной сети ТУАХ одновременно заряжает аккумуляторы. За счет такого сочетания режимов отсутствует необходимость регулярно вставать на подзарядку на конечных станциях либо в ночное время. Соответственно, больше времени машины могут проводить на маршруте, перевозя пассажиров.
По воле случая
«Изначально ТУАХи закупались под программу «Чистое небо» (она подразумевала удаление всех проводов с Невского проспекта и других улиц исторического центра города. – Прим. ред.), – рассказывает аналитик общественного движения «Транспорт и горожане» Даниил Субботин. – Предполагалось, что сеть останется на окраинах, а центр машины будут преодолевать в режиме автономного хода».
В итоге одним из немногих мест, где удалось за счет введения троллейбусов с увеличенным автономным ходом избавиться от проводов, стала площадь у Казанского собора – конечная остановка 17-го маршрута. Да и то проблема здесь была не столько в проводах, затмевающих небо, сколько в растяжках, которые крепились к стене Казанского собора, оказывая негативное влияние на памятник федерального значения.
В остальном программа забуксовала, и новые машины направили на окраины, где они пришлись как нельзя кстати. Первым маршрутом, на который вышли ТУАХи, стал № 23 в Приморском районе, который соединил кварталы новостроек на Шуваловском проспекте со станцией метро «Комендантский проспект».
Сегодня в городе девять маршрутов, на которых работают троллейбусы с увеличенным автономным ходом: № 2, 17, 18, 23, 32, 41, 43, 46, 47. Последним был обновлен 46-й – он пошел по продолжению проспекта Ветеранов в Красносельском районе.
«Использование ТУАХов позволяет оперативно корректировать существующую маршрутную сеть, – говорит Даниил Субботин. – Она в большинстве случаев была построена очень давно. С тех пор поменялись пассажиропотоки, объемы перевозок. Застройка окраин идет быстрее, чем развивается транспортная сеть. Для обычной перестройки нужно было бы создавать новую инфраструктуру. Это требует средств, решения организационных вопросов и времени. ТУАХи позволили все это сэкономить».
Еще одна ситуация, когда троллейбусы с динамической зарядкой демонстрируют свою эффективность, – длительные ремонтные работы, в ходе которых перекрываются ключевые городские магистрали. Здесь введение машин с автономным ходом позволяет создать временные объезды с дальнейшим выходом на основную трассу.
Пионер – Европе пример
Петербург стал пионером массового использования троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Это экологичный транспорт. И, учитывая мировые тенденции борьбы за чистоту окружающей среды, к петербургскому опыту использования ТУАХов присматриваются в Европе.
«Прага собирается возвращать на свои улицы троллейбусы, – рассказывает Даниил Субботин. – В Берлине хотят построить более ста километров линий с использованием сочетания сетей и автономного хода троллейбусов».
Фото автора