- ГОРОД

Летчикам предлагают цифровизацию

На минувшей неделе завершил свою работу Международный авиасалон Dubai Airshow 2021. По мнению экспертов, российская часть экспозиции получилась самой яркой.

Наша страна представила прототип перспективного истребителя пятого поколения с одним двигателем Checkmate, пассажирские МС-21, Aurus Business Jet повышенной дальности, созданный на базе Sukhoi Superjet 100, а также боевой вертолет Ми-28НЭ и гражданские «Ансат» и Ка-226Т.

В числе прочих российских компаний свою продукцию представили в Дубае и петербуржцы. В том числе один из ведущих отечественных разработчиков приборов, бортового и наземного навигационного оборудования АО «Навигатор».

«В первую очередь зарубежных партнеров волнует вопрос модернизации парков российских воздушных судов, приобретенных ими ранее, – рассказал после выставки генеральный директор АО «Навигатор» Сергей Бабуров. – Наибольший интерес вызвали комплексы бортового оборудования, созданные нашей компанией на основе современных индикаторов и вычислителей, а также «стеклянная кабина», оборудованная единым рабочим полем приборной доски touch-screen».

У нашего корреспондента была возможность лично посмотреть, что представляет собой современная авионика, разработанная в Северной столице. Правда, не в Дубае, а неделей ранее на выставке, проходившей в рамках Петербургского международного инновационного форума.

Цифра меняет аналог

По роду работы мне нередко приходится летать. Главным образом, на самых распространенных вертолетах Ми-8. В том числе и последних модификаций. И, регулярно заглядывая в кабину пилотов, привык к традиционному виду приборной доски, состоящей из мало менявшихся за многие годы аналоговых приборов. Поэтому представленная на выставке приборная панель, оборудованная состоящим сплошь из «цифры» единым рабочим полем, не могла не привлечь внимания. Тем более что позиционировалась она как прототип кабины именно Ми-8.

«Это макет, выполненный по принципу так называемой стеклянной кабины, – пояснил инженер АО «Навигатор» Алексей Соляников. – За основу мы взяли насыщение и габариты Ми-8 как самого распространенного в мире вертолета российского производства. Главная цель – отказаться от аналоговых приборов, оставив только разрешенный авиационными правилами необходимый минимум. А остальное заменить на выполненные на основе матричных экранов многофункциональные индикаторы (МФИ)».

Главное преимущество такого рода оборудования – его многофункциональность. В зависимости от ситуации члены экипажа могут переназначать функции того или иного экрана, выводя на него необходимую им в данный момент информацию.

По словам инженеров, пока не все авиастроители готовы к столь радикальным изменениям. До сих пор не нашлось производителя, готового пойти на столь кардинальный шаг – полностью отказаться от привычных приборов. Одна из причин – неверие в стопроцентную надежность цифровых технологий. На сегодня в стране нашелся лишь один производитель вертолетов, который пока еще не в полном объеме, а частично применил в кабине оборудование питерской разработки.

Хотя сами создатели в надежности своего детища уверены.

«Наши приборы отвечают всем требованиям по надежности, – говорит Алексей Соляников. – Помимо этого, все индикаторы резервируются. И в конце концов, никто не отменяет использование аварийных аналоговых приборов».

Не опуская глаз

Еще один тип вывода информации, который применяют петербургские специалисты, – проецирование показаний приборов на лобовое стекло кабины летательного аппарата или специальный прозрачный экран.

«Одно из преимуществ такого способа – то, что все данные находятся на уровне глаз пилота и ему не нужно опускать взгляд и отрываться от контроля окружающей обстановки для того, чтобы считать показания приборов», – поясняет руководитель проекта АО «Навигатор» Александр Лобачев.

На выставке данный тип индикации был представлен в виде авиационного тренажера. Причем – действующего. По словам создателей, подобные устройства активно применяются в учебных центрах для подготовки молодых летчиков и переподготовки уже действующих пилотов. Они могут создавать полный эффект присутствия вплоть до имитации перегрузок, возникающих при маневрировании самолета или вертолета.

Аэродром в чемодане

Еще одна уникальная разработка питерских приборостроителей – многофункциональная система «Корма». Она способна обеспечить безопасную посадку на необорудованные площадки, временные аэродромы, корабли и морские платформы.

В сухопутном мобильном варианте система представляет собой ударопрочный кейс в виде чемодана. Ее можно перевозить в обычном автомобиле. При этом она позволяет оперативно обеспечить пилотов данными для безопасной посадки на любую пригодную для этого площадку.

Подобная система вполне может найти применение, например, в ходе поисково-спасательных операций, когда необходимо принять вертолет для вывоза пострадавших.


Фото автора