- ОБЩЕСТВО

Народные промыслы идут к покупателю

Мастера народных промыслов и ремесел со всей России привезли свои работы в Петербург на III выставку-ярмарку народных художественных промыслов и ремесел «Невский ларец – 2020». Она проходила при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, правительств Петербурга и Ленинградской области. Цель проекта – найти для умельцев рынок сбыта, а оптовиков заинтересовать товарами народных промыслов.

Мастерам важна поддержка

Нынешний год объявлен Годом народного творчества, и в связи с этим выставка изменила формат. Если в прошлые годы акцент был сделан на изделиях всемирно известных брендов, таких, как «Хохлома», «Гжель», «Жостово», «Ростовская финифть», Гусевский хрустальный завод, то в этот раз большую часть выставочных площадей организаторы отдали лучшим ремес­ленникам и мастерам народных промыс­лов из регионов и российской глубинки, чьи изделия еще не были известны петербуржцам. Горожане по достоинству оценили работы мастеров: выставка прошла с аншлагом. Всего в ней приняли участие более ста производителей, творческих объединений, мастеров и ремесленников со всей России, которые представили тысячи уникальных изделий ручной работы.

– Участие в выставке для нас очень важно. Здесь мы можем показать большому количеству посетителей наше искусство. Эти вещи можно потрогать, рассмотреть со всех сторон, – поделился Василий Кондуров, президент Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга.

Работы мастеров гильдии хорошо известны горожанам – это и кованые скульптуры, которые украшают сквер около ТЮЗа, и металлическая композиция «Сердце Питера», выставленная в Петропавловке, и многочисленные решетки и козырьки, установленные на исторических и современных зданиях в городе.

– В этом году участие в «Невском ларце» для нас вдвойне выгодно, так как город оплатил нам и другим петербургским ремесленникам выставочные места, – сообщил Василий Кондуров. – Это для нас большое подспорье, если учесть, что квадратный метр выставочных площадей стоит четыре тысячи рублей.

Найти рынок сбыта

Главная задача выставки – помочь мастерам продвинуть свою продукцию на рынке Северо-Запада, найти своего покупателя. С этой целью в «Экспофоруме» работала зона деловых контактов, где участники имели возможность провести переговоры с заказчиками и новыми партнерами.

– На выставку приехали, чтобы подготовиться к летнему сезону. Хотим закупить корзины из лозы, короба из бересты для грибников и ягодников, партию охотничьих ножей ручной работы. Здесь есть из чего выбрать. Встретились с несколькими производителями, обсудили условия, будем решать, выбирать, – сообщил представитель ООО «Охота и рыбалка» Геннадий Ермоленко из Петрозаводска.

Продукция мастера по изготовлению охотничьих ножей Ильи Митрофанова пользовалась повышенным спросом и у посетителей выставки, которые не имели отношения к бизнесу. Мужчины толпились около стенда, где были разложены несколько десятков изделий разного размера, придирчиво рассматривали их, вертели в руках, щупали лезвия.

– Мой отец двадцать лет занимается этим ремеслом – делает ножи, три года назад и я начал осваивать это дело, – рассказал Илья Митрофанов. – Все делаем своими руками. Выковываем клинок – у нас есть своя кузня, делаем рукоятки из бука, березы. Имеем многие награды за наши изделия, спрос на них хороший. Так что, думаю, и мои дети также будут этим ремеслом заниматься.

Привлекать молодых

В рамках выставки свои курсовые и дипломные работы представили студенты и выпускники Российского колледжа традиционной культуры и Петербургского университета технологии и дизайна. Это – лаковые шкатулки с искусной росписью, яркие гобелены, изделия из металла.

– У нас в колледже несколько факультетов, где готовят мастеров-ремесленников: художественная обработка дерева и металла, искусство гобелена и батика и другие, – рассказал преподаватель Российского кол­леджа традиционной культуры Виталий Шмаков. – Начинающим необходимо, чтобы их работы оценили, и в этом смысле такие выставки очень важны и полезны.

Чем помогает государство

В Петербурге действует программа поддержки народных промыслов и ремесел, в рамках которой мастерам компенсируются расходы на участие в выставках, а также на закупку материалов.

Помощь от города получают в первую очередь те, кто направляет усилия на сохранение народных традиций, возрождение забытых промыслов и ремесел, популяризацию русской народной культуры, обучение ремеслам молодежи.

С марта 2019 года в городе реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках которого создана инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – центр «Мой бизнес».

Сегодня на этой площадке сформирована сервисная модель оказания поддержки, объединившая Центр инноваций социальной сферы, Центр молодежного инновационного творчества, Центр сертификации, стандартизации и испытаний и Центр народно-художественных промыслов и ремесел. Предприниматели нашего города имеют возможность бесплатно получить целый спектр различных услуг: информационных, консультационных, образовательных, услуг по продвижению. Многие услуги предоставляются онлайн.

В чем задачи Центра народно-художественных промыслов и ремесел? Это сохранение и приумножение народно-художественных промыслов (НХП) и ремесел, в том числе обучение ремеслам, внедрение системы наставничества, художественно-эстетическое развитие детей и юношества, профориентация, осуществление рек­ламно-информационной поддержки, налаживание каналов сбыта и продвижение товаров НХП и ремесел, реализация выставочной, конгрессной, ярмарочной деятельности, конференций и других мероприятий.


Фото Татьяны ГОРД