- ГОРОД

Памятник озарился осенним рассветом

Реставрация памятника Николаю I, длившаяся три года в Санкт-Петербурге, официально завершилась 9 октября. С конной скульптуры на Исаакиевской площади сняли строительные леса. Сейчас нужно привести в порядок территорию вокруг монумента и установить ограждения и фонари.

В Музее городской скульп­туры пояснили, что первой за всю историю комплексной реставрацией памятника императору Николаю I, открытого летом 1859 года на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, занимались в специализированном подведомственном учреждении Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. По оценке специалистов, памятник находился в плохом состоянии, но масштаб предстоящих работ на старте реконструкции еще только предстояло оценить. Проблема заключалась в том, что не сохранилось никаких исторических чертежей масштабного ансамбля.

На выполнение дополнительных обследований, реставрацию и ремонт фонарей и ограды, возведение силовых лесов для поддержания благоприятного температурно-влажностного режима и исключения дальнейшего разрушения памятника потребовалось 50,8 млн рублей. Специалисты до начала работ не установили, каким точно образом памятник закреплен, поэтому только по результатам дополнительного научного исследования принималось решение о демонтаже или проведении реставрации на месте.

Следы времени

Конная скульптура находилась в аварийном состоянии: сквозная трещина на основании у подножия фигуры, утраты бронзы по месту трещин, заплаты. Поверхности барельефов имели отдельные утраты деталей, а два передних фонаря у памятника со стороны Исаакиевского собора получили значительные повреждения в результате ДТП в 2014 и 2015 годах. Памятник российскому императору Николаю I на Исаакиевской площади представляет собой шестиметровую конную статую, стоящую на пьедестале из белого мрамора, шокшинского кварцита и сердобольского гранита. «Для своего времени памятник считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры, – рассказали реставраторы. – Проводившиеся на протяжении ХХ века ремонтные и реставрационные мероприятия носили в основном локальный характер и затрагивали отдельные элементы памятника. Масштабная реставрация началась в 2018 году. Было выделено 121,8 млн рублей на проведение работ по сохранению объекта». Для составления максимально полной картины устройства и состояния монумента проводилось радиолокационное, геодезическое и ультразвуковое обследование, зондирование, капиллярная дефектоскопия. Реставрационные работы проводила компания ООО «РМ «Наследие». В мастерские были перевезены четыре барельефа, рассказывающие о ключевых событиях правления Николая I: восстании декабристов в 1825 году, холерном бунте 1831 года на Сенной площади, награждении М. М. Сперанского, собравшего и издавшего в 1832 году «Свод законов Российской империи», и открытии императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году. Также в мастерских проводились реставрации трех арматур («Гвардейской», «Древнерусской» и «Кавказской»), литер посвятительной надписи, декора бронзового фриза, гирлянд, вензелей и другого. Реставрация конной статуи Николая I, орла и четырех аллегорических фигур, олицетворяющих «Силу», «Мудрост­ь», «Правосудие» и «Веру», производилась по месту.

Технологии

А еще специалисты просветили памятник насквозь ультразвуком. Оказалось, хуже всего обстоят дела с постаментом. В платформе обнаружили трещины шириной в три сантиметра. Даже задние ноги коня не так сильно пострадали, а ведь это единственные точки опоры – легендарная особенность петербургского памятника. С этим и были связаны главные опасения. В ходе изучения реставраторы раскрыли тайну монферрановского чуда – как все-таки ему удалось зафиксировать памятник. Но всех тайн все равно так и не раскрыли. У монумента интересная конструкция. В задних ногах коня есть металлический каркас, к которому приварены так называемые лыжи, на которых он и стоит. И от этих лыж внутрь постамента идут металлические тяжи. Реставрация затронула весь памятник – от макушки императора до брусчатки, на которой стоит пьедестал.

Традиции

Сам памятник императору – это шестиметровая статуя Николая I, одетого в мундир лейб-гвардии Конного полка, верхом на жеребце. Вместе с постаментом работа Клодта возвышается над площадью на шестнадцатиметровую высоту. Уникальность памятника Николаю I в том, что это первая конная фигура непосредственно в Европе, которая имеет всего две точки опоры, а именно задние ноги лошади. Первая подобная скульп­тура установлена в 1852 году в столице США перед Белым домом (памятник президенту Джексону). Интересным фактом является то, что памятник Николаю Первому установлен практически на одной оси с Медным всадником – памятником Петру Первому. Обе эти скульптуры даже смотрят в одну сторону и расположены практически на одинаковом расстоянии от разделяющего их Исаакиевского собора.

Справка

Памятник императору Николаю Первому является доминантой Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге и был торжественно открыт 25 июня (7 июля) 1859 года. Монумент создан архитектором Огюстом Монферраном при участии скульпторов Петра Клодта, Роберта Залемана, Николая Рамазанова по заказу Александра II в память об отце. Конная статуя представляет собой шестиметровую бронзовую скульптуру императора Николая I в кирасе и парадном мундире Конного полка, верхом на вздыбленном коне. На отливку статуи ушло около 1300 пудов (21,3 тонны) металла.


Андрей ЮДИН, фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА