- КУЛЬТУРА, Театр

Роман Достоевского споют

В театральных мастерских «Возрождение» представили коллекцию костюмов к новой рок-опере Эдуарда Артемьева по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Сразу оговоримся, что премьера рок-оперы, назначенная на 3 ноября, не состоялась. Причина – запрет на проведение концертных постановок во время действия режима самоизоляции. И зрители, и организаторы надеются на то, что постановка будет представлена публике в ближайшее время. Тем более что талантливые, аутен­тичные эпохе Достоевского костюмы уже готовы и ждут презентации зрителю. Сам по себе процесс их изготовления всегда уникален, интересен. Тем более в исполнении мастеров «Возрождения» – организации, которая занимается пошивом для театральных сцен России и мира уже 30 лет.

Атмосфера эпохи

Автором коллекции к «Преступлению и наказанию» выступил ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова академик Российской академии художеств Иван Глазунов. В соавторстве – со своей дочерью Ольгой, которая в самом начале встречи поделилась надеждами: «Каждый новый спектакль по Достоевскому – самое ожидаемое событие в культурной среде. Мы очень ждем, когда все это заживет на сцене – и музыка, и декорации, и костюмы. Задача у художников была интересной, жанр рок-оперы позволял импровизировать, но, разумеется, в контексте эпохи Достоевского. Любое соприкосновение с творчеством великого Федора Михайловича – это всегда и трепет, и ответственность, и наслаждение».

Заслуженный художник России Иван Глазунов особо отметил, что хотел отразить именно время Достоевского, несмотря на модную тенденцию переносить классический материал в современность. Проводить аналогии то со сталинскими репрессиями, то с криминалом современных город­ских кварталов.

«Мы хотели сохранить аромат того времени, черты персонажей Достоевского второй половины XIX века. Не только потому, что в этом году 200-летний юбилей писателя. Сам роман «Преступление и наказание» не живет в отрыве от времени и переживаний Достоевского. В некоторых костюмах есть элемент утрирования, ведь они должны быть сообразны музыке – современной, пронзительной, способной менять привычное течение спектакля. Ведь любая талантливая театральная постановка – это не буквальная цитата литературного произведения, это и осмысление его авторами спектакля. Поэтому и мы, с одной стороны, должны были процитировать атмосферу эпохи, а с другой – осовременить. Но в целом костюмы созданы так, как, я думаю, виделись бы самому Федору Достоевскому», – отметил Иван Глазунов.

Магия творчества

Итак, эскизы созданы и костюмы по ним изготовлены. Для художников наступает самый волнительный момент – примерка на солистах и артистах, чтобы во всех тонкостях увидеть, как воплощена их задумка.

«Это и творческий момент, и чисто технический вопрос – что и как воплотилось в ткани, в крое. К примеру, мы взяли покрой клетчатого платья для Катерины Ивановны Мармеладовой из модных журналов второй половины XIX века – так вся Европа одевалась, как раз в моду клетка вошла. Но на нищей жене безработного пьяницы костюм никак не должен быть «с иголочки», поэтому его будут старить», – рассказал о творческом процессе создатель эскизов.

Наталья Галицкая, одна из руководителей театральных мастерских «Возрождение», которая возглавляла группу по пошиву костюмов, считает, что именно сейчас и начинается самый интересный этап работы: «Настоящий художник всегда хочет видеть свои костюмы, исполненные живописно, то есть в полном соответствии с деталями эскизов. Поэтому сейчас мы начнем их «фактурить» – какие-то старить, какие-то, напротив, делать «богаче», чтобы за каждым была своя история. И костюмы начнут оживать. Кроме того, спектакль будет эксцентричным, поэтому артистам должно быть комфортно, удобно».

Кстати

Театральные мастерские «Возрождени­е» работают в Петербурге с 1988 года. Более тридцати лет пошив театральных костюмов является одним из важнейших направлений работы компании. Только за последний год здесь изготовлены коллекции для спектакля «Спартак» Новосибирского театра оперы и балета, для балета «Орландо» и оперы «Мазепа» Большого театра, для балетов «Конек-Горбунок» и «Лебединое озеро» Михайловского театра.


Марина КОЗЛОВА, фото: Наталья ЧАЙКА