- ОБЩЕСТВО

Самые востребованные цифровые сервисы периода пандемии

Вступивший в силу закон о дистанционной работе и последовавший за ним массовый переход на удаленную работу в период пандемии привел к востребованности новых видов услуг и индивидуальных сервисов. Очевидно, что спрос на них сохранится и после снятия ограничений.

Еще год назад оформление сделок купли-продажи недвижимости без визита к нотариусу, без консультаций в офисе застройщика воспринималось как нечто неосуществимое. А уже тем более не верилось в то, что ипотеку можно запросто оформить без единого визита в банковское отделение, а платежи можно просто осуществлять по номеру мобильного телефона в любой банк без платежек и номеров счетов. Все это недавно было еще проектом будущего, а сегодня – привычная для всех реальность.

Эксперты сейчас единодушно отмечают три самых востребованных сервиса на рынке онлайн-услуг – ипотека и сделки с недвижимостью, банковские переводы по номеру телефона и расширение функционала мобильного банкинга.

Если быть честным и точным до конца, то цифровые сделки с недвижимостью, в том числе ипотеку, простимулировала еще и государственная программа льготной ипотеки. Она не только стала одним из сильнейших драйверов для отечественной экономики в сегменте строительства, но и помогла в борьбе за рабочие места в сложный период пандемии коронавируса. Программа вызвала в буквальном смысле ажиотажный спрос на жилищные кредиты со стороны населения. Сотрудники банка сейчас открыто говорят, что если бы им пришлось принимать всех желающих получить ипотеку в банке, то не хватило бы ни офисов, ни консультантов. И банкам поневоле пришлось бы организовать процесс выдачи ипотеки дистанционно.

Значительные ресурсы трудозатрат в работе с покупателями в период повышенного спроса получилось сэкономить и у строительных компаний. Надежда Калашникова, директор по развитию «Компании Л1» уточнила, что за прошлый год «Компания Л1» реализовала примерно на 30 процентов квартир больше, чем в 2019 году. И примерно четверть сделок были произведены исключительно с помощью онлайн-технологий. Онлайн-продажи позволили выполнять планы по продажам даже в весенний период изоляции.

К началу введения в нашей стране ограничений многие компании-застройщики уже внедряли цифровые сервисы и онлайн-продажи. О ситуации в своей компании рассказала Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» (Setl Group): «Если в ноябре 2019 года 60 процентов первичных обращений в компанию «Петербургская недвижимость» поступало онлайн, то год спустя – в ноябре 2020 года – интернет-обращений стало уже 75 процентов от общего числа. Мы отмечаем, что интернет-сервисы и онлайн-покупки популярны среди клиентов (такой способ удобен и позволяет существенно экономить время), а многие теперь отдают предпочтение именно онлайн-сделкам». Ольга отметила, что в целом по рынку наблюдается схожая ситуация – девелоперы стараются развивать свои интернет-сервисы и каналы коммуникации с клиентами. Например, у «Петербургской недвижимости» это чаты, видеоконсультации, онлайн-показы квартир, а полный цикл сделки теперь можно осуществить дистанционно, через личный кабинет на сайте.

Эксперты подчеркнули, что из ипотеки сервис онлайн-оформления кредитов перекочевал еще и в программы государственной поддержки бизнеса. Эта программа позволила гораздо большему числу предпринимателей получить льготные кредиты на восстановление бизнеса, платежные каникулы или снижение процентной ставки по уже выданным ссудам. Число оформленных кредитов дистанционно сейчас измеряется десятками тысяч, а сумма уже перевалила за несколько сотен миллиардов рублей.

В целом же эксперты сходятся во мнении, что за время пандемии рост активных пользователей цифровых каналов с использованием мобильного банкинга составил не менее 25 процентов, при этом почти каждый пятый клиент перешел в формат mobile-only, то есть проводит свои операции только в мобильном банке.

Пандемия коронавируса сделала невероятно востребованным и популярным новый способ перевести деньги – систему быстрых платежей (СБП). Необходимо особо подчеркнуть, что это сервис Банка России, позволяющий людям совершать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона в любой банк – участник СБП. Эксперты рынка подчеркивают, что в обычных условиях на ее всеобщее распространение потребовалось бы минимум три – пять лет. А так менее чем за полгода о сервисе узнали практически все.

Справка

Отличие СБП от других систем переводов и платежей состоит в том, что списание денежных средств со счета и их зачисление на счет происходит мгновенно, сервис работает в круглосуточном режиме семь дней в неделю. Кроме того, для перевода не нужно знать номер карты/счета – достаточно знать номер телефона и уточнить у получателя, в какой банк направить средства.

Статистика

По результатам реализации льготных программ в 2020 году выдан рекордный объем ипотеки: 1,7 млн кредитов на 4,2 трлн рублей. В рамках реализации программы субсидирования ставок по ипотеке на новостройки до 6,5 процента выдано 340 тысяч кредитов на 985 млрд рублей.


Людмила ИВАНОВА