- Выставка, КУЛЬТУРА

Страсти Христовы глазами студентов

Выставка молодых художников «Страсти Христовы: путь к Богу» открылась на хорах Феодоровского собора. Часть работ выполнена в мастерской церковно-исторической живописи под руководством Александра Крылова, есть и произведения студентов светских факультетов – живописи, графики и скульптуры.

«Пространство это необычное: это одновременно и храм – хоры верхнего храма нашего собора, и немного самостоятельное пространство, – сказал настоятель собора протоиерей Александр Сорокин. – Есть предположение, что изначально планировалось сделать это пространство выставочным, потому что оно слишком большое для хора. Его двойственность как нельзя кстати, когда мы говорим о современном искусстве на христианскую тему: с одной стороны, существует канон, определенные представления о допустимости или недопустимости того или иного изображения священных сюжетов, но с другой стороны, мы говорим о свободе художественного выражения, поиске современного языка. Художник сам выбирает, в каком духе, в каком стиле творить. Мне кажется, что это как раз то искусство, которое удовлетворяет обоим этим условиям».

Уникальна не только выставка, но и сам храм.

«Согласно проекту зодчего Степана Кричинского, он построен в неорусском стиле, и архитектурный облик его восходит к кремлевским соборам XV века. Кроме того, по нему можно изучать историю внутреннего убранства церквей. Согласно условиям конкурса, объявленного в 1910 году, верхний храм в честь Феодоровской иконы Богородицы должен был быть оформлен в духе русских храмов начала XVII века – времени призвания Романовых на царство. А нижний – во имя Александра Невского – в современной ему стилистике храмов XII – XIII веков, близкой к византийским прототипам более раннего времени», – рассказывает настоятель собора протоиерей Александр Сорокин.

Этапы постройки

Храм был возведен на народные пожертвования. Всего было собрано около 500 тысяч золотых рублей. Главой комитета по возведению собора стал великий князь Михаил Александрович – брат Николая II. Освящение боковых приделов нижнего храма состоялось 7 сентября юбилейного, 1913 года. А 15 января 1914 года был освящен верхний храм. Присутствовали сам император с дочерьми Ольгой, Татьяной и Марией, вдовствующая императрица Мария Федоровна с дочерью Ольгой Александровной, а также великая княгиня Елизавета Федоровна.

Интересно, что строительство собора породило идею градостроительного преобразования окружающей местности, хоть и находившейся в самом центре Петербурга, но пребывавшей в достаточно запущенном состоянии. А рядом с храмом планировалось устройство памятника князю Александру Невскому.

Этим намерениям не дано было осуществиться: в 1917 году грянула революция. Какое-то время храм еще действовал, причем в нем служили выдающиеся священники, некоторые из них были затем прославлены в лике святых новомучеников. Но потом приход был закрыт, а в соборе разместился молокозавод. Уникальное убранство храма было разрушено и разворовано, купола снесены, здание перестроено под производственные нужды. К концу ХХ века благодаря варварскому «хозяйствованию» строение пришло в полуруинированное состояние.

Возвращение

«Формально решение о возвращении здания храма церкви было принято еще в начале 1990-х. Однако на практике это произошло лишь в 2005 году. Тем не менее приход, настоятелем которого тогда был назначен мой отец – протоиерей Владимир Сорокин, – существовал и действовал. Его трудами рядом с собором к 1998 году была возведена небольшая церковь, которая – одной из первых в России – была посвящена святым новомученикам и исповедникам», – говорит отец Александр.

С 2005 года начались богослужения и первые ремонтные работы, на крышу вернулся крест. Конечно, небольшая община с огромным трудом принималась за восстановление храма. И здание находилось в очень запущенном, полуаварийном состоянии, и средства прихода были крайне ограничены. Но на помощь пришел очередной юбилей дома Романовых – на сей раз 400-летие, которое хоть и не официально, но достаточно широко отмечалось в стране.

Работы производились под самым тщательным контролем КГИОП. Внешний облик восстановлен полностью. Убранство верхнего храма с прекрасным иконостасом в духе XVII века и уникальным паникадилом в виде «шапки большого наряда» царя Михаила Федоровича воссозданы в мельчайших деталях по старым фотографиям и чертежам. А вот данных об облике храма Александра Невского не сохранилось. Поэтому его оформлением занимался известный современный иконописец архимандрит Зенон, выполнивший его, как и хотели первые строители собора, в греческо-древнерусском стиле. «Поэтому нижний храм без привычного иконостаса, а с невысокой алтарной преградой вызывает иногда удивление у приходящих. Тем не менее мы очень рады, что уникальную задумку первых храмоздателей нам удалось реализовать», – заключает отец Александр.


Михаил КУЛЫБИН, фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА