- Выставка, КУЛЬТУРА

Транспорт на чистом топливе

На инновационной выставке, прошедшей в рамках SPbTransportFest, четко обозначились главные тенденции развития городского общественного транспорта. Это постепенный переход на экологически чистые энергоносители – сжиженный природный газ (СПГ) и электричество.

А там, где это пока не представляется возможным, – использование дизельных двигателей, соответствующих стандартам Евро-6.

В полном соответствии с этой концепцией ведущие игроки привезли в Петербург по «джентльменскому набору» в виде большого электробуса и двух автобусов – на СПГ и дизельном топливе.

ООО «ПК Транспорт­ные системы» (ПК ТС), представленное в Петербурге Невским заводом электрического транспорта имени Ф. А. Пироцкого, презентовало линейку троллейбусов, уникальный трамвай «Витязь-Ленинград» с алюминиевым кузовом и новейшую разработку – электробус с ночной зарядкой из семейства «Пионер».

Всем электробусам пример

«Подобную технику еще никто в России не производил, – рассказывает об электробусе президент «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур. – Нам не привыкать предлагать рынку инновационные продукты».

«Пионер» еще очень юн. К его строительству в ПК ТС приступили в начале весны. Именно поэтому электробус пока существует в единственном – опытном экземпляре. При этом в его подготовке успели поучаствовать практически все основные производственные площадки предприятия. Кузов изготовили на Энгельсском заводе электрического транс­порта. Первичная сборка была произведена в Твери. Окончательную достройку доверили Петербургу. Здесь же электробус будет проходить обкатку и испытания.

По заявлениям разработчиков, сочлененный двухсекционный электробус будет обладать запасом хода, достаточным для работы в течение полного дня без подзарядки. Тяговые аккумуляторные батареи с электрической системой термостатирования обеспечат пробег от 200 до 250 километров. Для полной зарядки потребуется 4 – 6 часов. В салоне смогут разместиться до 150 человек.

Представители ПК ТС планируют завершить весь цикл испытаний уже осенью. После получения одобрения типа транспортного средства, подтверждающего соответствие электробуса действующим требованиям, машина будет представлена потенциальным заказчикам.

«Уверен, что общественность и экспертное сообщество оценят наше детище», – говорит Феликс Винокур.

Белорусское трио

Минский автомобильный завод (МАЗ) привез в Петербург стандартную тройку: МАЗ-303 в вариантах электродвижения и с дизелем стандарта Евро-6, а также МАЗ-206 с двигателем, который использует в качестве топлива СПГ.

«Электробус МАЗ-303 – это прототип, который уже в ближайшие дни начнет проходить опытную эксплуатацию в одном из парков «Пассажиравтотранса», – рассказывает технический директор компании ООО «Автотехком» Александр Матрос. – А МАЗ-206 на сжиженном природном газе и дизельный вариант – серийные модели».

К слову, о возрождении интереса к автобусам на СПГ. Оно обусловлено появлением на­дежных криобаков – емкостей, в которых топливо находится в жидком состоянии при температуре минус 165 градусов по Цельсию и под давлением около 16 атмосфер. При подготовке газа перед его подачей в двигатель он увеличивается в объеме в восемь раз. За счет этого при небольшом баке удается обеспечить пробег около 300 километров. Использование подобных установок позволило отказаться от топливных баллонов на крышах автобусов, снизить вес и объем энергетической системы в целом.

«КамАЗ» показал себя петербуржцам

Если быть точным, то на Манежной площади перед горожанами предстала продукция ПАО «НЕФАЗ» из Нефтекамска, входящего в группу компаний ПАО «КамАЗ».

Машины красовались в раскраске столичного общественного транспорта, с характерной волнистой линией под крышей. Так сложилось, что широко представленный в Первопрестольной общественный транс­порт жителям Северной столицы практически незнаком. А посмотреть было на что.

Впервые в России широкой публике представлен двухсекционный электробус «КамАЗ-6292» особо большого класса. В настоящее время машина находится на испытаниях. К концу лета их рассчитывают завершить, а с 2022 года заводчане планируют начать серийное производство.


Фото автора