- ОБЩЕСТВО

Ветеринары лечат человечество

24 апреля отмечался Международный день ветеринарного врача. Старейший в России профильный вуз – Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины – ежегодно выпускает более шестисот специалистов различного профиля.

Ветеринарному образованию в России более двухсот лет. Первое специализированное отделение было организовано в стенах Императорской медико-хирур­гической академии в Петербурге. Врачи того времени боролись с чумой крупного рогатого скота, сибирской язвой и другими болезнями, от которых гибли тысячи животных. В 1898 году в Петербурге по указу Николая II была открыта первая в России ветеринарная лаборатория. Здесь же было создано первое Общество ветеринарных врачей.

История Петербургского университета ветеринарной медицины (СПбГУВМ) берет начало в 1919 году, когда был открыт Петроградский зоотехнический институт.

Черниговскую улицу, на которой разместились учебные корпуса, даже пытались переименовать в Ветеринарную. В начале XX века здесь была окраина города, располагались бойни, хладокомбинат, колбасный и консервные заводы, животноводческие хозяйства и конефермы. Обширная база для обучения под рукой. Начав с тридцати студентов, через десять лет институт выпускал ежегодно уже более трехсот специалистов. Перед началом Великой Отечественной войны на тот момент Ленинградский ветеринарный институт имел 24 кафедры и вел масштабные научные исследования. В войну учебное заведение эвакуировали в Киргизию. После на восстановление корпусов и клиник ушло семь лет, работали вместе – и студенты и преподаватели. В 1994 году вуз получил статус ветеринарной академии, а в год своего столетия стал университетом. И на сегодня СПбГУВМ – единственный университет ветеринарного профиля в России.

Пусть меня научат

Сейчас здесь организованы четыре факультета, обучаются около трех тысяч студентов.

Популярен вуз и среди иностранцев – едут не только из ближнего зарубежья, много студентов из Индии, Китая, Колумбии, Туниса, Израиля. У университета более тридцати договоров о международном научном сотрудничестве.

Лучшая выпускница СПбГУВМ 2020 года Карина Моисеева с детства любила животных, мечтала о кошке или собаке. Но семья военных, переезжавшая с места на место, не могла этого себе позволить. «Все пять лет учиться было очень интересно, – вспоминает она студенческие годы. – Мы с первого курса занимались в лабораториях, проходили практику в животноводческих хозяйствах и ветеринарных клиниках, помогали животным как волонтеры». Получив красный диплом, Карина решила остаться в альма-матер, заняться наукой, поступила в аспирантуру и исполнила свою мечту – завела четвероногого друга. Она признается, что нашла свое призвание. Впрочем, практически все ее однокурсники работают по специальности. 

«Трудоустраиваются практически сто процентов наших выпускников, – говорит врио проректора по учебно-воспитательной работе СПбГУВМ Михаил Щипакин. – Это различного рода экспертизы продуктов, ветеринарные лаборатории, таможенные органы, морские порты, аэропорты. Сейчас на территории Ленинградской области и Карелии активно развиваются рыбные хозяйства. И на выпускников кафедры аква­культуры и болезней рыб огром­ный спрос. Зачастую ребята находят свою будущую работу еще на первом курсе, когда проходят практику».

При университете работают центр по птицеводству и несколько лабораторий: по транс­план­тологии, эмбриологии, ПЦР-диагностике.

Как рассказала врио проректора по научной работе и международным связям Маня Мкртчян, уже совсем скоро откроется новая – одна из самых современных в России – лаборатория по ветеринарно-санитарной экспертизе.

Новая кафедра

«Сейчас в университете 23 кафедры, в ближайшее время будет открыта кафедра болезней мелких домашних животных, – делится планами Дмитрий Померанце­в. – Эта специальность становится все более популяр­ной. Не все наши студенты пойдут в сельское хозяйство, многие хотят работать в ветеринарных клиниках, лечить собак и кошек. В таких мегаполисах, как Петербург, других крупных городах в этом есть очень большая потребность – количество мелких домашних животных неуклонно растет».

Недавно в вузе запустили новый образовательный проект «Школа ассистентов». «Школа работает на базе нашей университетской ветеринарной клиники, там самое современное оборудование, в том числе аппараты КТ и МРТ, работает стационар, – рассказывает доктор биологических наук профессор Лариса Карпенко. – Под руководством опытных наставников студенты осваивают все необходимые навыки врача: первичный осмотр, подготовка поля операции, как накладывать швы, проводить реанимационные действия, правильно делать наркоз. Повто­ряют это много раз, доводят до автоматизма. Такой подход дает им уверенность, избавляет от страха».

Уникальный музей

Университетский музей патанатомии по количеству уникальных экспонатов может, наверное, конкурировать с Зоологическим. Помимо обычных здесь достаточно и экзотических: европейский бизон, уссурийский тигр, крокодил, не пережившая войну бегемотица из Ленинградского зоопарка. В музее есть бедренная кость шерстистого носорога, эти животные вымерли более десяти тысяч лет назад. Есть и своя «кунсткамера»: пятирогий козленок, овечка-циклоп, двухголовые скелеты, мумифицированная лошадь. Работа ветврача связана с воспроизводством животных, поэтому в музее есть уникальная коллекция органов репродукции. Кроме этого, в фондах насчитывается более восьми тысяч микроскопических и четыре тысячи гистологических препаратов.

«Коллекция музея начала XX века практически не сохранилась. Из довоенных крупных экспонатов остался лишь скелет слона, во время войны все было сварено и съедено, кроме того, во дворе университета взорвалась бомба. После войны коллекцию воссоздавали практически с нуля», – рассказывает профессор доктор ветеринарных наук Николай Зеленевский. С вузом он связан уже полвека: здесь учился, занимается исследованиями, преподает, возглавляет кафедру анатомии животных.

«Наш музей не мертвый, – подчеркивает он. – Здесь постоянно работают студенты, изучают сравнительную анатомию, готовят исследовательские работы, сдают экзамены, реставрируют экспонаты и даже пишут картины. Это постоянно действующая учебная комната».

Такая наглядность помогает будущим врачам изучать анатомию и физиологию животных, аномалии развития.


Светлана КОРОБЕЙНИКОВА, фото: Наталья ЧАЙКА