- КУЛЬТУРА, Театр

Вот классический сюжет

Две премьеры смогут увидеть зрители Театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Главный режиссер Леонид Алимов представит «Дуэль» по классической повести Антона Чехова. Александр Баргман выбрал для постановки современную пьесу американского драматурга кубинского происхождения Нило Круза «Анна в тропиках». Она произвела настоящий фурор и в 2003 году была удостоена Пулитцеровской премии.

Повесть «Дуэль» была написана Антоном Чеховым в 1891 году, когда тема барчуков-тунеядцев достаточно широко обсуждалась в литературе. Стали модны образы дворян-тружеников типа Евгения Базарова в «Отцах и детях» Ивана Тургенева. В «Дуэли» подобная работящая натура воплощена в персоне молодого зоолога Фон Корена (актер Иван Васильев), который на Черном море изучает фауну. Ему противопоставлен образ Ивана Лаевского (Владимир Крылов), типичного «прожигателя жизни», сбежавшего на Кавказ из Петербурга с чужой женой Надеждой Федоровной и вызвавшего этим поступком справедливый гнев своей богатой матери. Так, в глуши, в деревне, на Кавказе встречаются человек дела и «осколок крепостничества, неудачник, лишний человек», совершенно не желающий работать. Столкновение типажей неизбежно и естественно. Как в повести, так и на сцене закипают страсти, возникает конфликт темпераментов, взглядов, характеров.

«Мне кажется невероятно важным в русском репертуарном театре иметь разноплановые спектакли по чеховским произведениям, благо творческое наследие Антона Павловича дает нам такую возможность. Есть у него и коротенькие водевили-шутки, есть и юмористические рассказы, есть массив классических пьес, есть смешные «бытовые» рассказы и тексты просто-таки на уровне античных трагедий – выбирай что хочешь, что тебе необходимо и что волнует в данный момент твоей жизни, творческой и человеческой, – считает режиссер-постановщик Леонид Алимов. – И хотя, конечно, повесть «Дуэль» – знаменитая, есть инсценировки, идут спектакли в разных театрах, существуют киноверсии, но все-таки нет такой «заигранности», как, к примеру, у пьес «классической обоймы».

Объектом нравственного конфликта главных героев становится сожительница Лаевского Надежда Федоровна, ветреная соблазнительница, кокотка, успевшая завести на Кавказе еще одного любовника – полицейского пристава Кирилина. Елизавета Фалилеева в этой роли невероятно хороша и соблазнительна – как в выходном платье, так и в купальном костюме. Срывае­т заслуженные овации во втором действии заслуженная артистка России Маргарита Бычкова, исполнительница роли Марьи Константиновны, местной блюстительницы нравственности.

Еще одна любимая русскими классиками тема – истинной веры также затронута в «Дуэли». Ее воплощением становится дьякон Победов (Вадим Лунгу). Когда Фон Корен спрашивает его, хорошо ли дьяк образован по богословской части, Победов отвечает искренне и просто: «Да не очень», – ведь его вера не в знании, она в сердце и такая, что «горами движет!».

«И только лишь эта безусловная и ничем не поколебимая вера юного дьяка спасает очень многих участников истории. Дьякон – ангел. Спрятанный у Чехова под рясу этого священника, вечно голодного и ловящего каждую свободную минуту рыбок в море. У Чехова всегда так, без всякого морализаторства – каждый делает выводы сам», – резюмирует главный режиссер театра Леонид Алимов.

Как известно из повести, после дуэли все заканчивается позитивно – Лаевский с Надеждой Федоровной венчаются законным браком и приступают к созидательному труду – он что-то переписывает, отдает долги, она работает в своем хозяйстве, выращивает овощи, держит кур. Фон Корен, вечный труженик, уезжает в долгую тяжелую экспедицию. Постановку Леонида Алимова по Чехову можно назвать вполне классической: Владимир Крылов, играющий Лаевского, полон истеричных страданий и ощущения собственной никчемности, Иван Васильев – Фон Корен чеканит слова и шаги. Обращает на себя внимание прекрасная работа художника-постановщика Анвара Гумарова – пространство сцены замечательно решено в стилистике южного моря и яркого солнца.

Анна в тропиках

Еще одна премьера театра – одноименная постановка режиссера Александра Баргмана по пьесе Нило Круза «Анна в тропиках».

История начинается с момента приезда на табачную фабрику, где рабочие скручивают сигары вручную, специально выписанного чтеца Хуана – он должен развлекать работников табачного производства чтением вслух художественной литературы во время рутинного труда. В чемодане Хуана множество произведений, но начинает он с «Анны Карениной» Льва Толстого. Кубинским эмигрантам, работающим на табачной фабрике во Флориде, становятся близки образы русского романа XIX века. Герои примеряют их на себя, и страсти, доселе скрытые, но подогретые событиями романа, начинают разгораться. На сцене зарождаются и развиваются процессы личностного самосознания, тревоги о том, хороша ли, правильна ли окружающая действительность. Ведь и рабочие, ежедневно по многу часов скручивающие сигары, все же не механизмы, а люди.


Марина КОЗЛОВА, фото предоставлены пресс-службой Театра имени В. Ф. Комиссаржевской