- ОБЩЕСТВО

«Будем гада всякого бомбить не хуже Ракова»

Свою первую «Золотую Звезду» Василий Раков заслужил еще во время советско-финляндской войны, когда его эскадрилья бомбардировщиков уничтожила вражеский аэродром на острове Сантахамина. Несмотря на то что его самолет был поврежден зенитным огнем, отважный летчик повернул назад только после того, как отбомбился по цели. И сразу стал одним из самых известных пилотов среди балтийских летчиков, которые даже придумали лозунг: «Будем гада всякого бомбить не хуже Ракова».

Слава Василия Ракова многократно умножилась в годы Великой Отечественной войны. Он участвовал в обороне Севастополя, который покинул одним из последних, вывозя на перегруженном самолете членов особой Севастопольской авиагруппы. А в мае 1943 года прибыл на Ленинградский фронт. К середине 1944 года командир 12­-го гвардейского пикировочно­-бомбардировочного авиаполка ВВС Балтийского флота майор Василий Раков имел большой боевой опыт.

В начале июля 1944 года советское командование получило сообщение разведки о том, что в порт Котка, превращенный финнами в крупную военно­-морскую базу, прибыл броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен» – один из последних боевых кораблей подобного типа в мире. Он имел не только хорошее бронирование, но и мощную артиллерию. Василий Раков уже давно хотел поквитаться с «Вяйнямёйненом», который в июле – августе 1941 года неоднократно обстреливал советскую базу на полуострове Ханко. И вот теперь именно ему было поручено покончить с финским броненосцем.

Ранним утром 16 июля 22 пикирующих бомбардировщика Пе-­2 во главе с Раковым поднялись в воздух со своего аэродрома и взяли курс на Котку. Вслед за ними в небо взмыли истребители Ла­-5, которые должны были атаковать расположенный рядом с базой аэродром, чтобы финны не смогли вылететь на перехват наших «бомберов». Еще 18 истребителей Як-­9 прикрывали непосредственно бомбардировочную эскадрилью.

И вот впереди летчики увидели портовые сооружения. Финны подняли тревогу и открыли интенсивный зенитный огонь. Но что это? Вместо броненосца «Вяйнямёйнен» на рейде стоял… совсем другой корабль. Наша разведка ошиблась: в Котку прибыл не финский, а немецкий броненосец под названием «Ниобе». И не просто броненосец, а крейсер противовоздушной обороны, оснащенный сверхмощным зенитным вооружением. Его экипаж сразу открыл огонь, и небо перед нашими самолетами почернело от облаков разрывов. Выход был один – немедленно атаковать врага. Первое звено бомбардировщиков во главе с Раковым ринулось к броненосцу и с первого же захода поразило его четырьмя 250­-килограммовыми бомбами. Зенитки «Ниобе» разом смолкли. Самолеты второго звена также добились нескольких попаданий, и крейсер, завалившись на левый борт, стал погружаться в воду. Его добили пикировщики. Через несколько минут все было кончено – «Ниобе» ушел на дно, унося с собой жизни около четырехсот членов экипажа.

Советские самолеты повернули на базу. Их потери составили всего один бомбардировщик, еще четыре получили повреждения. Противовоздушная оборона Котки была дестабилизирована, а финны получили еще один урок, убедивший их в бесперспективности ведения войны против СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года Василий Раков был удостоен второго звания Героя Советского Союза.

Василий Иванович РАКОВ

Воинское звание – генерал-майор авиации (на момент выхода в отставку).

Родился 8 февраля (по н. ст.) 1909 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. Детство и юность провел в деревне Большое Кузнечково в Тверской области. После окончания сельской школы поступил в фабрично-заводское училище при «Древтресте» в Ленинграде, куда вернулась его семья. Работал на одном из ленинградских деревообрабатывающих заводов.

В 1928 году призван в ряды РККА. Окончил Военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде и Высшую школу морских летчиков и летчиков-наблюдателей имени И. В. Сталина в Севастополе. Проходил службу в авиации Балтийского флота.

В 1939 – 1940 годах участвовал в советско-финляндской войне в должности командира эскадрильи 57-го скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС Балтфлота.

В начале 1942 года, после окончания Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова, назначен командиром 2-й авиационной бригады Черноморского флота, а затем заместителем командира 3-й особой Севастопольской авиационной группы. Участник обороны Севастополя.

С мая 1943 года – командир эскадрильи 73-го бомбардировочного авиаполка ВВС Балтфлота. С января 1944 года – командир 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиаполка ВВС Балтфлота.

В феврале 1945 года назначен командиром 10-й авиадивизии пикирующих бомбардировщиков Тихоокеанского флота.

За время Великой Отечественной войны Василий Раков совершил более 170 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2 и штурмовике Ил-2, приняв участие в потоплении 12 вражеских кораблей, а также в уничтожении множества вражеских складов, зенитных орудий, железнодорожных мостов и наземной техники и живой силы противника.

Дважды Герой Советского Союза (1940, 1944). Награжден двумя орденами Ленина (1940, 1944), тремя орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1949), орденом Красной Звезды (1944) и Отечественной войны 1-й степени (1985), а также медалями. Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1996).

После окончания войны служил в авиации Тихоокеанского флота, а затем преподавал в Военно-морской академии. В 1971 году вышел в запас в звании генерал-майора авиации.

Скончался в 1996 году. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В честь боевых заслуг Василия Ракова на Аллее Героев Московского парка Победы установлен его бронзовый бюст.


Игорь ЧЕРЕВКО, фото warheroes.ru