- КУЛЬТУРА, Музей

Два века на линии огня

До начала осенних школьных каникул осталось немного. Самое время подумать о том, чем занять подрастающее поколение. Сегодня наш рассказ – об уникальном Музее пожарной охраны, расположенном на Васильевском острове. 

Экспозиция разместилась в старинном здании пожарной части на Большом проспекте. Это один из немногих сохранившихся до наших дней комплексов зданий, построенных в конце XIX века специально для огнеборцев. 

Жить и бороться

Директор музея Нина Скорынина свой рассказ начинает с истории самого здания. Оказывается, долгие годы часть здания – та, где сегодня располагаются музейные залы, – занимало своего рода общежитие пожарных. Здесь жили целыми семьями. Отсюда выезжали на тушение пожаров, сюда же возвращались, завершив свою опасную работу.

В первом зале, который целиком посвящен истории пожарной охраны, большинство экспонатов уникальны. Хотя подобное можно сказать и о других собранных в музее образцах техники и оборудования. 

Взять хотя бы маску Кёнига – прототип современного изолирующего противогаза. Их закупили в конце XIX века для пожарных частей. Она состояла из кожаного шлема со слюдяными окошками. Их специально делали из слюды, поскольку она была менее подвержена действию высокой температуры. От маски отходил шланг, завершавшийся мехами. Пока один пожарный в маске работал вблизи очага возгорания, другой, находясь на улице, с помощью мехов подавал в маску воздух. 

Рядом – первые образцы сигнализации, с помощью азбуки Морзе передававшей сигнал о пожаре в часть, насосы – ручные и паровые.

Но самая пронзительная часть экспозиции посвящена блокаде. Надо отдать должное: в ее создание сотрудники музея вложили душу. Гаснет свет, и вы оказываетесь в одной из комнат во время авианалета. Из репродуктора звучит реальная фонограмма, записанная в один из девятисот блокадных дней. Рев сирен постепенно перекрывается гулом надвигающейся армады самолетов, слышен вой падающих бомб, звук разрывов. За перечеркнутым бумажными лентами окном темное небо озаряется лучами прожекторов. Но вот звучат фанфары отбоя, зажигается свет, а вы еще какое-то время не можете осознать – только что пережитое отделяют от вас восемь десятков лет. Тут нет никаких сверхмодных 3D-эффектов. Все очень просто, и, наверное, поэтому берет за душу.

Диалог, которому больше ста лет

Следующий зал – кабинет брандмайора. В кресле – первый руководитель пожарной охраны города конца XIX века Анатолий Петрович Паскин. Рядом со столом – брандмейстер Васильевской части Александр Игнатович Сущенко. Включается запись, и мы слышим диалог двух людей, который мог про­изойти более века назад. 

Все вещи в кабинете – подлинные. В глаза бросается странный чугунный жук на полу возле стоящего у стены кресла. Оказывается, такими пользовались, чтобы после прибытия с пожара снять намокшие от воды сапоги. Пятку вставляли между усами насекомого и…

По стенам кабинета в рамках – портреты всех начальников пожарной охраны города от 1803 года до наших дней. На стендах – уникальная коллекция медалей и петличных значков.

Гараж как пещера с сокровищами

Наконец спускаемся в гараж. Здесь – главная сокровищница музея. Все экспонаты – подлинные. Начиная с первой раскладной лестницы, выпущенной в 1900 году. А дальше – конные ходы, пожарный автомобиль АМО Ф-15 выпуска 1926 года. Автонасос на базе легендарной полуторки. Именно на таких автомобилях выезжали на тушение пожаров в осажденном Ленинграде. 

И тут вновь не обойтись без слова «уникальный». Речь идет об опытном образце пожарного автомобиля, который к Олимпиаде 1980 года был разработан совместными усилиями автозавода «ЗИЛ» и французской фирмы Sides.

– Таких в мире всего два, – уверяет Нина Скорынина. – Один у нас, второй – во Франции. После Олимпиады машину передали в Ленинград, и она долго работала в одной из пожарных частей Московского района.

Трогать, исследовать, изучать – эти слова можно как лозунг вывесить на входе в музей. За редким исключением здесь все экспонаты доступны. Единственная проблема – попасть в музей можно лишь в составе организованной экс­курсии по предварительной записи. Но до каникул еще есть время, чтобы все организовать.


Фото автора