- Выставка, КУЛЬТУРА

Эрмитаж открыл античные фонды для посетителей

Государственный Эрмитаж в своем Реставрационно-хранительском центре открыл выставку античной скульптуры. В залах представили более двухсот произведений: статуи, бюсты, торсы и их фрагменты, различные статуэтки небольшого размера, рельефы и надписи на плитах, мраморные вазы и канделябры.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, сделал особый акцент именно на уникальности данного проекта: «Сегодня мы представляем лишь небольшую часть того, что уже стало выдающимся ноу-хау Эрмитажа, его вкладом в мировое музейное дело, – открытое Фондохранилище, которое и сейчас остается образцом для всех. Образцовый характер мы каждый раз подтверждаем новыми открытыми экспозициями музейных хранилищ, которые мы регулярно представляем и в ближайшее время будем представлять еще. Музейные коллекции должны быть доступны, но эта доступность не примитивная, а сложная. Одним из примеров этого может служить особый вид экспонирования, разработанный именно для хранилища. Не только сам принцип показа экспонатов, но и их сознательный и продуманный подбор хранителями и кураторами Эрмитажа. В чем и заключается особая идеология Эрмитажа! И сегодня мы увидим ее на примере античных памятников открывающегося нового хранения. Это сложный музейный рассказ о том, как формируется наше представление о памятниках искусства, и о том, как менялись представления людей об античности в разные эпохи, это новые страницы истории коллекционирования и реставрации античной скульптуры предшествующих столетий. Это увлекательный рассказ, придуманный античным отделом Эрмитажа для Фондохранилища, – абсолютно замечательный, интригующий, вместе с тем полный хорошего напряжения и многих откровений».

Время с начала XVIII века и по XX век было временем небывалой популярности античной культуры и искусства. Коллекционирование антиков признавалось эталоном «высокой моды» европейской и русской элиты. И на этой выставке авторы как раз представили различные этапы ее собирательства. Мода на античность находила отражение в коллекционировании конкретных произведений, стиле их экспонирования в частных и музейных собраниях, принципах реставрации. Отдельным видом искусства в какой-то момент даже пытались признать процесс создания копий и имитаций.

Поиски

Что касается непосредственно самих экспонатов, то главными источниками пополнения эрмитажного собрания классических древностей были приобретения императорской семьи в XVIII – XIX веках, дары русскому двору и археологические находки из раскопок на юге России. В зале теперь можно увидеть покупки в Риме агентов императора Петра Первого. Хранение включает находки археологического института в Константинополе и мраморы, поступившие в Государственный Эрмитаж после 1917 года из Библиотеки Академии наук, музея Ленинградского государственного университета, Шереметевского дворца-музея.

Эти памятники дают возможность познакомиться не только с историей коллекционирования, но и с теми внешними изменениями, которым античные мраморы зачастую подвергались. Не все антики дошли до нас в первозданном виде: уже в древности скульп­торы прибегали к реставрации отдельных произведений, смело дополняя фигуры недостающими фрагмен­тами разного времени, заменяя головы, «поправляя» прически и различные атрибуты. 

Хранение включает надгробные рельефы и надписи на плитах – декреты, указы, посвящения, оказавшиеся в России в XIX – XX веках в результате находок в Малой Азии (на территории современной Турции), Западном Причерноморье (со­временная Болгария), на Эгейских островах (Греция), среди которых надгробия и статуи, привезенные в Россию в 1770-е годы с островов Эгейского моря адмиралом Г. А. Спиридовым. Эти мраморы, поступившие в Эрмитаж не в составе при­обретенных коллекций, не проходили реставрацию.

Видеогид

В зале транслируется видеофильм, посвященный истории бытования и реставрации антиков, представленных в новом открытом хранении античной скульптуры.

В Реставрационно-хранительском центре располагаются пять археологических хранений отдела античного мира: «Антич­ная архитектура», «Античный некрополь», «Античные амфоры», «Деревянные саркофаги», «Античные надписи», объ­единяющие памятники VII века до н. э. – IV века н. э., найденные при раскопках греческих городов-колоний на юге России.


Андрей ЮДИН, фото: Наталья ЧАЙКА