- ГОРОД, ОБЩЕСТВО

Говорит Петербург

Типовой домофон в одном из домов Петроградского района в тестовом режиме подключили к программе «Говорящий город», предназначенной для облегчения жизни в мегаполисе людей с ограниченными возможностями. Если испытания пройдут успешно, «заговорить» могут еще тысячи подобных устройств по всему городу.

Илья Овсянников – пользователь системы «Говорящий город» с пятилетним стажем. Одновременно он сотрудник компании «Говорящий город» и отвечает за продвижение проекта в социальных сетях. Неудивительно, что именно он вызвался показать нам, как на практике работает система.

Вход открыт

С белой тростью Илья переходит Большую Монетную улицу в том месте, где она пересекается с Каменноостровским проспектом. Останавливается на противоположной стороне. Достает смартфон и нажимает на нем кнопку.

– Система действует как «доводчик», – поясняет генеральный директор компании «Говорящий город» и одноименного проекта Мария Ромашова. – Она должна срабатывать на расстоянии около двадцати метров от объекта. На практике получается больше – метров за тридцать-сорок. На специальную программу в смартфоне или абонентское устройство поступает сигнал от объекта, в котором озвучиваются адрес дома, перечень расположенных в нем организаций, направление, а также данные о том, как обустроен вход: наличие ступеней или других дополнительных препятствий.

Тем временем Илья, выслушав информацию из смартфона, поворачивается и идет в сторону парадного. Еще одна манипуляция кнопками – и домофон разблокирует дверь. Вход открыт.

Начали со светофоров

Петербург – родина системы «Говорящий город». Все началось в 2008 году с установки звуковой сигнализации на светофорах. Сначала трель просто обозначала, какого цвета горит на нем сигнал для пешеходов. Затем все немного усложнилось – появилось голосовое сопровождение, из которого можно понять: какую из улиц на перекрестке можно перейти. Сегодня в Петербурге такими сигналами оборудовано уже более трех тысяч пешеходных переходов.

На следующем этапе задумались о том, что у людей с ограниченными возможностями возникают проблемы при посадке в общественный транспорт. Так началась разработка следующего этапа развития системы.

Сегодня в Петербурге «говорят» 95 процентов трамваев и троллейбусов, 879 автобусов. Специальное оборудование установлено на входах и в кабинах контролеров всех верхних вестибюлей станций метрополитена.

Также оборудованы остановка транспорта около Школы-интерната № 1 имени К. К. Грота и еще более сорока остановочных павильонов, включая 34 остановки трамвая «Чижик».

Кроме того, системой «Говорящий город» охвачены все петербургские вокзалы – Московский, Ладожский, Витебский, Балтийский и Финляндский, поликлиники, многие больницы, аптеки, офисы банков, музеи и другие объекты. Начали подключаться к системе торговые центры и кафе.

– Если говорить в целом о Петербурге, то в нем сегодня подключено порядка семисот объектов, – уточняет Мария Ромашова. – При этом стоит учитывать, что когда мы говорим о крупных объектах, например вокзалах, то на каждом оборудовано шестьдесят-семьдесят точек.

Достаточно нажать на кнопку

Алгоритм работы системы предельно прост. Разберем его на примере общественного транспорта.

Стоя на остановке, пользователь получает на смартфон или носимое устройство информацию о приближающемся транспорте: его тип, номер маршрута и направление движения. (Троллейбус номер 8, к Дегтярной улице.)

Кроме того, нажав кнопку на своем устройстве, человек с ограниченными возможностями может подать сигнал водителю о том, что он намерен сесть на управляемое им транспортное средство.

– Чем дольше работает система, тем дисциплинированнее становятся водители, – рассказывает Илья Овсянников. – Получив сигнал на расположенный в кабине пульт, они понимают, что стоит подождать. Зная, что в салоне находится человек с ограниченными возможностями, они четче подъезжают к остановкам, чтобы было проще выходить.

К слову, об оборудовании. Как уже отмечалось, это может быть как специальное устройство, так и программа в смартфоне. Чтобы стать их обладателями, следует зайти на сайт speakingcity.org, адаптированный для людей со слабым зрением. А что выбрать – каждый решает сам.

– Я предпочитаю носимое устройство, – делится Илья Овсянников. – Оно срабатывает более оперативно. К тому же, стоя на остановке в мороз, гораздо проще держать в кармане абонентское устройство. В свою очередь смартфон более функционален. Особенно когда нужна подсказка по входу в здание.


Фото автора