- КУЛЬТУРА, Музей

Поезд Победы как символ мира

Уникальный исторический музей на колесах – «Поезд Победы» – несколько дней пробыл в Петербурге. Эта своего рода машина времени, посвященная Великой Отечественной войне, проедет десятки российских городов и, возможно, на обратном пути вернется в Петербург, на Витебский вокзал.

Передвижная историко-художественная выставка «Поезд Победы» – это не классический музей фактов и исторических экспонатов, это иммерсивная, то есть создающая эффект присутствия, экспозиция, которая позволяет эмоционально погрузиться в военное время, пережить его. «Поезд Победы» – это путешествие из довоенной эпохи в послевоенную, где каждый вагон – отдельный эпизод этого периода жизни нашей страны. В советском плацкарте довоенного времени лица людей еще светлы и беззаботны, в глазах нет боли, а воздух пропитан надеждой на будущее, на жизнь. Во втором вагоне – новобранцы, им объясняют, как заполнять «смертные медальоны», здесь ощущается растерянность и предчувствие катастрофы. В составе поезда есть вагон-баня, штабной вагон, бронепоезд со следами снарядов, настоящий окоп и лазарет с ранеными. В последнем, трофейном немецком вагоне возвращаются с победой те, кому посчастливилось выжить. Созданные художниками манекены очень реалистичны, кажется, что они могут заговорить с тобой.

«Это первая экспозиция, созданная в узких вагонах движущегося состава. В ограниченном пространстве мы разместили более 150 фигур, многие из этих героев делались с натуры, мы искали ярких людей, с которых лепили лица и снимали мерки, – рассказывает координатор команды «Невский баталист» Маргарита Попова. – Некоторые из героев переходят с нами из вагона в вагон. Счастливую семью летчика из «довоенного» плацкарта мы встречаем и в конце путешествия – супруги уже поседевшие, у летчика протез, но они выжили, встретились и едут на родину». 

В вагонах есть и реальные исторические персонажи: «мадам Пенициллин» Зинаида Ермольева, выдающийся полководец Константин Рокоссовский, «сверхсекретный» физик Игорь Курчатов. Погрузиться в атмосферу того времени помогает аудиогид: обычная женщина – машинист Лидия, перевозившая на фронт боеприпасы, рассказывает о личной трагедии на фоне событий войны. Ее прототипом стала легендарная первая женщина-машинист Елена Чухнюк. 

Самые сильные эмоции вызывает вагон – фашистский концлагерь, вход в него маркирован 12+. Но даже у многих взрослых здесь перехватывает дыхание, настолько реалистичными оказываются сцены с умирающими пленными. «Это самая эмоциональная часть нашей экспозиции, тяжелая  и очень пронзительная. Я думаю, что она особенно важна для понимания военных событий, – говорит Маргарита Попова. – Здесь мы использовали специальный прием, расписывали фигуры не телесным цветом, а серым, чтобы создать реальные образы изможденных людей, которые долго находились в заключении: у них остались только глаза – и только глаза расписывали художники». 

Медаль, пробитая пулей, иконка в руках, стакан, накрытый краюшкой черного хлеба, запах хозяйственного мыла, мяукающие кошки, которых везут в Ленинград, рваные портянки и стертые в кровь ноги – атмосферу создают детали. А множество технических решений: стук колес, звук обстрелов, движущиеся за окнами сожженные деревни и даже пар в «железнодорожной» бане – именно все это превращает «Поезд Победы» в настоящую машину времени.


Светлана Коробейникова, фото: Татьяна ГОРД