- КУЛЬТУРА

Предметный взгляд на Эрмитаж

Когда директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорит, что Эрмитаж – универсальный музей, он не преувеличивает. Здесь действительно есть памятники всех эпох и культур, по которым можно долго и с удовольствием изучать историю изящных искусств и человеческой мысли. А есть и коллекция предметов эрмитажного быта, скрытая пока от глаз посетителей.

Что в ней хранится? Старые настенные часы (сейчас такие найдешь только на улице, но раньше они висели и в залах Эрмитажа); гроздья отслуживших свое плафонов и светильников; железные цепи – фрагмент системы отопления и вентиляции из фойе Эрмитажного театра (с их помощью в воздуховодах открывали и закрывали воздушные заслонки); а также замки, дверные петли, запоры, ключи и многое другое.

Для того чтобы разобраться во всем этом, необходимы пояснения специалиста. И сотрудник отдела истории и реставрации памятников архитектуры Сергей Маценков охотно их дает: «Первый раздел моего хранения посвящен конструкциям. Это фрагменты стропил с клеймами, куски балок разного сечения, глиняные «горшки», которыми заполнялись микросводы между балками. На их примере можно рассказывать не только об истории Эрмитажа, но и о развитии техники во всей стране. Ведь одни из первых в России железные конструкции появились как раз на Зимнем дворце после пожара 1837 года».

Второй раздел – про отопление, и это тоже необыкновенно познавательно. Оказывается, на чердаках, в подвалах и даже в залах Эрмитажа сохранились старые радиаторы (некоторые из них используются до сих пор), вентиляционные камеры, термометры. Отдельную маленькую коллекцию составили дверцы печей и душников, вентиляционные решетки. Одна из них, самая простая, напоминает терку – отверстия в металле пробиты гвоздями. А в другой, деревянной, их прорубили стамеской. «Кажется, что ерунда, но это тоже часть истории, – говорит Сергей Анатольевич. – Таких вещей не найдешь больше нигде».

А еще здесь можно узнать много нового об электрике (это для знатоков). И об инструментах, с помощью которых ремонтировались здания эрмитажного комплекса. Тут хранится, например, киянка, которая была обнаружена под полом зала Адама и Евы в ходе реставрации паркета. Кессонированные потолки в Новом Эрмитаже сделаны из тонкой жести, и, вероятно, этой киянкой работал жестянщик, монтировавший потолок.

Есть в хранении Сергея Маценкова и предметы, готовые рассказать о быте Зимнего дворца и Нового Эрмитажа. Имеется машинка для чистки обуви (очень изящная, французская), целые связки номерков из гардероба (от алюминиевых до пластиковых) и даже – велотренажер. На нем не хватает многих деталей, но он вполне узнаваем. Вероятно, это работа конца девятнадцатого века (в начале двадцатого его сделали бы менее массивным).

Об этих вещах известно немногое – мы не знаем, кому они принадлежали, в каких историях были замешаны. Это просто предметы, сбросившие свои функции, как старые шкурки, и ставшие памятниками технической мысли. Их очень любопытно сравнивать с современными аналогами, ими можно вдохновляться, снимая историческое кино. И конечно, каждый из них может стать точкой отсчета для путешествия в прошлое.

В перспективе этот фонд может стать экспозицией и его смогут увидеть посетители Эрмитажа.


Екатерина ЭММЕ, фото Леонида ИЛЬИНА