- ОБЩЕСТВО

Катайтесь по правилам

Электросамокаты, несмотря на их растущую популярность, доставляют большой дискомфорт всем участникам дорожного движения. Реальность такова, что необходимо срочно вводить строгие правила для любителей езды на двухколесных.

В этом сезоне количество электросамокатов в городе увеличилось втрое по сравнению с прошлым годом. Вместе с тем увеличилось и количество ДТП с их участием. Последствия таких столкновений весьма серьезны, поскольку масса водителя вместе с самокатом превышает 100 килограммов.

В Петербурге и Москве уже есть смертельные случаи после столкновений самокатов с автомобилями. Травмы получают и пешеходы, и сами пользователи нового вида транспорта из-за своей агрессивной езды. Так, солист балета Мариинского театра после падения с самоката оказался в коме.

После неоднократных случаев наезда самокатов на людей правоохранительные орган­ы завели уголовные дела.

Помимо этого, мешают окружающим и брошенные посреди тротуара или на авто­мобильных парковочных места­х самокаты.

Сегодня одни считают, что самокаты – опасный транс­порт для всех участников движения. Другие уверены, что электросамокаты удобны, ведь это дешевый и быстрый способ не опоздать на учебу или работу. И они безопасны при соблюдении необходимых правил.

Как работает сервис проката

Чтобы воспользоваться прокатом электросамоката (кикшерингом), человеку необходимо скачать на телефон специальное приложение, у каждого сервиса аренды – свое. В нем можно отследить каждый арендный самокат с помощью встроенного GPS-контролера. Там же показаны желательные места для парковки и ограничения по скорости.

Стоимость аренды самоката, как правило, состоит из оплаты за начало поездки и за минуты пользования транс­портом. Цена колеблется от 70 до 600 рублей за час в разных сервисах.

Как будут действовать новые правила

Учитывая актуальность проблемы, в комитете по транспорту состоялось совещание по вопросам регулирования работы сервисов аренды самокатов на территории Санкт-Петербурга. Во встрече приняли участие представители законодательной и исполнительной властей города, УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, представители НКО «Северо-Западная ассоциация развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали». Со стороны кикшеринговых компаний в совещании участвовали: Whoosh, «Молния», Urent, «Ассоциация операторов шеринговых средств микромобильности».

Обсуждались способы регулирования парковки и передвижения на самокатах в центральной зоне Петербурга до внесения соответствующих поправок в Правила дорожного движения Российской Федерации.

9 июня комитет по транс­порту Петербурга подписал с крупнейшими сервисами аренды электросамокатов соглашение о соблюдении правил использования средств индивидуальной мобильности на территории Петербурга.

В основу документа легли рекомендации о полном запрете движения самокатов на ряде центральных улиц, об ограничении скорости до 10 км/ч на улицах с плотным туристическим потоком, включая прилегающие к Невскому проспекту, и территориях вблизи основных достопримечательностей.

Полностью рекомендуется запретить движение по Невскому, Адмиралтейскому проспектам, Дворцовой, Сенатской площадям, Большой Конюшенной, Малой и Большой Морской улицам, а также по Английской и Дворцовой набережным.

С хаотичными парковками сложнее, так как пока мобильное приложение само помешать припарковаться в запрещенном месте не может. Однако в комитете по транс­порту отметили, что созданная рабочая группа в скором времени определит возможные места для парковки, за пределами которой программ­ное обеспечение парковаться не позволит.

Также, если пользователь оставит транспорт вблизи станций метро, остановок общественного транспорта, на городской площади или на тротуаре шириной менее 1,5 метра, он попадет в единый для всех сервисов черный список. Попав в базу нарушителей одной прокатной компании, он больше не сможет арендовать самокат в другой компании.

Мнения участников движения

«Люди на самокатах носятся и не смотрят по сторонам, однажды один из них не успел вовремя затормозить, врезался в меня на тротуаре, и я пролила на себя кофе», – жалуется петербурженка Дарья.

***

«После прогулки по барам, недолго думая, мы с другом решили прокатиться с ветерком на самокатах по улочкам и проспектам центра города. И таких, как мы, были десятки. Кто-то ехал медленно, наслаждаясь видами города, кто-то «играл в шашки» с пешеходами, ну а кто-то даже не мог взобраться на железного коня, так как был слишком пьян, – поделился своей историей Дмитрий. – Спускаясь на проезжую часть из-за высокого поребрика, я допустил небольшой удар, который усугубил ранее присутствующую на самокате трещину в основании руля. Я проехал несколько метров, и вдруг руль остался в моих руках, а сам я грохнулся на асфальт. Мне повезло, что скорость была не очень большая. Я успел сгруппироваться и не получил сильных травм, хотя на левой руке впоследствии образовался огромный синяк».

***

«Самокатчики страшнее мотоциклистов стали. Они везде: если на проезжей части загорелся крас­ный сигнал, они вмиг из транспорта превращаются в пешеходов и, не снижая скорости, вылетают на зебру, – отмечает водитель Олег. – Правил дорожного движения не знают, летают с наушниками в ушах, уставившись в телефон. Наши дороги для них особо не приспособлены. На моих глазах один въехал в яму – упал, колесики-то маленькие. Повезло, что никто за ним не ехал, отделался ссадинами. Теперь и сам понимаю, что так «развлекаться» нельзя».

Мнение владельцев сервиса 

В компаниях по аренде самокатов понимают необходимость эффективных правил и своими силами стараются обеспечить их соблюдение.

В приложениях прописаны правила пользования самокатами, обозначены зоны разрешенной парковки и скоростные ограничения. Некоторые сервисы самостоятельно ежедневно собирают и расставляют самокаты по местам.

«Мы рассказываем в приложении об аккуратной парковке, – сообщили в Whoosh. – В нашем сервисе есть штраф за некорректную парковку – если самокат создает помеху движению пешеходов, оштрафуем на пятьсот рублей. С начала сезона выписано уже несколько сотен штрафов».

Разные сервисы проката опасаются, что суровые скоростные ограничения сделают самокат неудобным для пользователей. Они опять начнут пользоваться автомобилем или общественным транспортом. Следовательно, количество пробок увеличится, а в автобусах станет теснее.

«Прокат станет дорогим, а поездка более длительной. Такое ограничение отсечет пользователей, которые предпочитают автомобилю самокат, – считают в сервисах. – Либо они приобретут собственный самокат, контролировать скорость которого вообще не получится. Как раз частные самокаты и вызывают опасения – те, что едут под 40 – 60 км/ч».

Действительно, в приложениях прописаны правила езды, однако сами пользователи их не знают. Опрос показал, что некоторые из них убеждены, что на тротуар выезжать нельзя. Другие уверены в обратном – запрещен только выезд на дорогу.


Анастасия ГАВРИЛОВА, фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА