- ГОРОД, КУЛЬТУРА

Лейтенант Ущев против «Лейпцига»

Битва за Ленинград начиналась, по сути, еще на прибалтийских рубежах. Защищая остров Сааремаа, командир катера лейтенант Борис Ущев всего в одном бою совершил несколько подвигов. Сначала потопил немецкий крейсер и два миноносца. Затем прорвался сквозь шквальный огонь кораблей и самолетов противника и пришел на помощь терпящему бедствие экипажу торпедного катера № 83.

Остров Сааремаа обороняла 25-тысячная группировка наших войск. Здесь была развернута батарея 180-миллиметровых дальнобойных орудий, которая держала под прицелом Ирбенский пролив. Именно по нему немцы перебрасывали подкрепления в Прибалтику. А затем они направлялись под Ленинград. 

В начале сентября ситуация резко осложнилась. Немцы захватили Таллин. Основные силы Балтфлота ушли в Крон­штадт. С Сааремаа эвакуировали авиацию. Защитники острова оказались одни. Тем не менее наше командование продолжало настаивать на удержании острова. Это отвлекало силы немцев от их главной цели – Ленинграда. Противник, в свою очередь, решил раз и навсегда покончить с этой «занозой». 

8 сентября началась операция «Беовульф». Под прикрытием люфтваффе несколько десятков тысяч солдат вермахта переправились с эстонского побережья, высадились на северо-восточной оконечности острова и перешли в наступление. 

К 23 сентября защитники острова отошли на полуостров Церель на юго-западе Сааремаа. Здесь располагалась батарея наших дальнобойных орудий. 

Потери советских войск, которые постоянно подвергались авианалетам и артобстрелам, стремительно росли. Особенно досаждала немецкая эскадра из нескольких миноносцев во главе с крейсером «Лейпциг». Ежедневно они подходили к полуострову, чтобы обстрелять наши позиции. 

Утром 27 сентября эскадра вновь обстреливала наши войска. Командиры советских торпедных катеров, стоявших в бухте Лыу, получили приказ атаковать. Катеров было всего четыре: остальные в конце августа эвакуировали в Крон­штадт. 

Перед выходом в море распределили задачи: два катера атакуют крейсер «Лейпциг», а два других – корабли охранения. Катер под командованием лейтенанта Бориса Ущева находился в первой группе.

Когда с немецких кораблей заметили наши катера, то немедленно прекратили обстрел побережья и перенесли огонь на них. Невзирая на это, юркие «гэшки» неслись вперед. Сам Борис Ущев позже вспоминал: «Применяем маневр, рожденный боевой практикой: поворот на ближайший всплеск. Это сбивает пристрелку врага, артиллеристы уверены, что накрыли атакующий катер…»

Серый борт крейсера становился все ближе. «Лейпциг» стрелял всеми бортовыми орудиями, как и сопровождавшие его эсминцы. Над катерами рвалась шрапнель от снарядов зениток… Одну за другой Ущев пустил две торпеды. Они попали прямо в борт крейсера. После чего катер Ущева застопорил ход, развернулся и стал отходить. В этот момент раздался взрыв. «Лейпциг» окутали клубы дыма и языки пламени. 

Вскоре Ущев заметил поврежденный снарядом торпедный катер ТКА-83. Он медленно тонул. Лейтенант подошел к нему и стал принимать команду на борт. В этот момент из-за дымовой завесы вынырнул немецкий миноносец и открыл огонь. Вдобавок невесть откуда в небе появился юнкерс. Он стал пикировать на катера. Но, к счастью, бомба не попала в цель. 

Катер Ущева вместе со спасенными моряками благополучно вернулся на базу. Позже выяс­нилось, что первая торпеда, пущенная с его катера, потопила крейсер, а вторая поразила стоявший рядом эсминец. 

За этот бой Борис Ущев был награжден вторым орденом Красного Знамени и повышен в звании до старшего лейтенанта. Он совершил еще немало славных подвигов, и в июле 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза.


Игорь ЧЕРЕВКО, фото: ТАСС