- КУЛЬТУРА, Театр

Рожденный в блокаду

История создания Театра им. В. Ф. Комиссаржевской уникальна. Он начал работать в октябре 1942 года. В городе, уже пережившем первую, самую страшную блокадную зиму. Открылся по просьбам ленинградцев.

В газете «Правда» тогда начали регулярно печатать отрывки из новой пьесы Константина Симонова «Русские люди», и работники Ленинградского радио решили сделать по литературному произведению радиоспектакль. Ольга Берггольц вела в те трагические дни постоянную программу на радио – «Театр у микрофона». В 1942 году ей стали приходить сотни писем от слушателей с просьбой повторить постановку в эфире. И тогда спектакль перенесли на сцену.

«Сборный» театр

Когда в осажденном городе открывали театр, в труппу пригласили актеров Радиокомитета, читавших в эфире стихи и пьесы. Руководство отрезанного от Большой земли города с принятием решения не медлило и уже в сентябре 1942 года издало приказ № 230 Управления по делам искусств Исполкома Ленгорсовета «Об откомандировании творческих работников, оставшихся в блокированном Ленинграде, во вновь организуемый театр». Изначально коллектив театра составили не уехавшие в эвакуацию артисты Радиокомитета и Театра драмы им. Пушкина, а позже труппа пополнилась актерами нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Крас­ной армии. Такой своеобразный «сборный» театр просто назвали Городским, но ленинградцы с первых дней окрестили его Блокадным.

При свете фонариков

Первый спектакль выпустили уже в середине октября, и это была та самая пьеса Константина Симонова «Русские люди».

Осветитель Блокадного театра Тамара Чистякова так вспоминала те дни: «Мы репетировали в пальто, курили самосад, чтобы заглушить голод. Дружные были люди. Если кто терял карточку, помогали. Работали и не думали о смерти. Декорации строили легкие, задники писались на материале, колонны легкие, досок было мало. Но декорации были очень красивые».

В Ленинграде в то время действовал комендантский час, поэтому спектакли начинались в 17.30, чтобы все зрители успели дойти домой после окончания. Попасть на постановки хотели многие, поэтому у театра даже был штат распространителей билетов, работала и касса. Легендарный спектакль «Русские люди» для публики в осажденном городе сыграли шестьдесят раз, его зрителями стали 56 тысяч человек. А ведь стать зрителем прямо под арт­обстрелами и бомбежками – это тоже было своеобразным подвигом.

Актер Александр Янкевский вспоминал, что однажды во время первого акта начался артиллерийский обстрел района: «Поблизости ухнул снаряд. Погас свет. Сцена и зрительный зал погрузились во тьму. Но не произошло никакой паники. Только небольшое замешательство на сцене. Что делать? Как играть дальше? Вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним второй, третий, пятый, десятый… Они возникали, как звезды на небе. Свет массы карманных и аккумуляторных фонарей дал возможность доиграть акт до конца. Такое не забудется никогда!»

Репетировали и играли

Репертуар театра не ограничивали военными постановками, играли комедии и даже оперу и балет! Самыми популярными спектаклями стали «Русские люди» и «Жди меня», «Фронт», «Женитьба Белугина», «Обрыв» и «Вечер водевилей».

Народный артист СССР Иван Дмитриев, наиболее известный по главной роли в фильме «Полосатый рейс», в годы войны служил в Военно-морском флоте как артист Драматического театра Балтийского флота. В 1948 году он поступил в труппу Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, где прослужил 25 лет.

Артист так описывает создание театра: «Театр уникален тем, что родился, когда кругом были смерть, холод, голод, бомбежки. И вот те люди – артисты, которые остались в осажденном городе по разным причинам, испытывали мучение, как и все, и вдруг – это остается загадкой – объединились, нашли в себе силы для того, чтобы репетировать и играть спектакли. Это же – чудо!!! Даже только одно это должно вас греть, вдохновлять и беречь театр».

Музы не молчат

Невозможно переоценить работу Блокадного театра в оккупированном городе, где жителям так нужна была моральная поддержка. Безусловно, работа артистов укрепила в ленинградцах силу духа и в конечном итоге помогла выжить. Но и саму труппу испытания сплотили, поэтому, когда после снятия блокады в город начали возвращаться творческие коллективы из эвакуации, Блокадный театр не стали расформировывать. Осенью 1944 года он получил новое название – Ленинградский драматический. А новой сценой стал театральный зал Пассажа.

«Спектакли, поставленные на сцене Комиссаржевки под бомбежками и артобстрелами, доказали, что музы не молчат и в те дни, когда говорят пушки. Именно поэтому, несмотря на многочисленные переименования – Ленинградский театр, Театр имени Комиссаржевской, – в памяти петербуржцев этот театр навсегда останется Блокадным театром», – подчеркивает нынешний художественный руководитель театра им. В. Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков.


Марина ЮРЬЕВА, фото: пресс-служба театра им. В. Ф. Комиссаржевской