- ГОРОД

Школьники учатся и проходят лечение

В Санкт-Петербургском государственном медицинском педиатрическом университете (СПбГМПУ) заканчивается первая четверть обучения детей, находящихся на лечении. Всего с сентября здесь зачислены на учебу 334 школьника.

Все они проходят курс лечения в клинике университета, и для них организован полноценный курс школьного обучения. Это сделано для того, чтобы, находясь в больнице, ребята не отстали от стандартов школьной программы и по возвращении в школу без проблем смогли включиться в дальнейший процесс обучения по школьной программе.

Педагоги средней школы № 123 Выборгского района Санкт-Петербурга организуют для всех ребят клиники, кто здесь находится более 21 дня, условия и возможности, при которых они изучают все предметы, которые необходимы для того, чтобы не прерывать процесс обучения по образовательной программе. Университет – одна из немногих клиник, при которой остается филиал средней образовательной школы. В нем преподают 16 учителей, и каждый день в 8.30 они из учительской на территории вуза расходятся по отделениям. «Многие оказываются и удивлены, и обрадованы такой системе. Конечно, это возможность не отстать в учебе, хотя некоторые дети и признаются, что не ожидали, что здесь тоже придется учиться. Но в итоге всем интересно… Нашей школе при Педиатрическом университете уже сто лет, она является одной из традиций ленинградской, петербургской университетской педиатрии, и в ее сохранении ощущается полная поддержка ректора, главного врача, заведующих отделениями…» – говорит заместитель директора средней школы № 123 Выборгского района Санкт-Петербурга Людмила Морозова.

География учащихся видна по спискам и дневникам, составляемым для учебы на отделениях. Пациенты, которые учатся, прибывают не только из Петербурга и Ленинградской области, больше половины представляют российские регионы: Крым, Дагестан, Ямал, Коми, Приморский край, Ярославская, Свердловская, Новгородская области, Татарстан и другие.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет является крупнейшей в России детской клиникой. Многие здесь наблюдаются с детства и ежегодно приезжают на лечение, а также и на учебу. Те, кто выписывается в каникулы, получат справки с оценками для продолжения занятий уже в своих школах, на их место придут новые ученики. «Среди них есть немало и тех, кто вновь поступает в школу при Педиатрическом университете уже в очередной класс. Эти школьники и лечатся, и учатся на наших глазах. Сильные ребята, их родители, врачи золотые, которые для них все делают», – отмечает Людмила Морозова.

Антон Осипов, заведующий 1-м хирургическим отделением, отметил: «Учеба для детей из регионов с нашими сильными педагогами – это дополнительное лечение к тому, которое ребята получают. Ведь в здоровом теле – здоровый дух, и наоборот».

Школа была основана почти сто лет назад. С 1934 года работала как одно из самостоятельных подразделений Ленин­градского педиатрического института под руководством заведующей школой Елизаветы Владимировны Аржановой, но еще с 1923 года с детьми, находящимися длительное время на лечении, проводилась «школьно-просветительская работа».

Боевая история школы

В годы Великой Отечественной войны больничная школа работала, как и вся клиническая больница и Педиатрический институт. Количество детей резко сократилось. Часть педагогов была эвакуирована из города с детьми. Например, Надежда Николаевна Кузнецова. Оставшиеся продолжали работать.

В блокадном городе педагоги продолжали обучение детей. В клиниках находились больные, раненые и истощенные от голода дети. В конце ноября 1941 года в связи с ежедневными воздушными налетами и артобстрелами дети из клиник были переведены в бомбоубежище на постоянное пребывание там. Не работали канализация, водопровод, отопление, не было электричества. Школьные занятия были прекращены. Педагоги ухаживали за детьми, помогали одевать их, кормить, мыть, гуляли с ними. Они читали детям книги, организовывали игры, отвлекая ребят от тяжелых мыслей, от тоски по родителям. Весной 1942 года настроение улучшилось. Хотя воздушные тревоги продолжались, появилась возможность подышать свежим воздухом. Дети вместе со взрослыми возделывали овощи, посаженные на грядках у клиник. Школьные занятия возобновились в феврале 1942 года и не прекращались до конца войны.

В послевоенное время школа продолжала обучение и воспитание больных детей. Увеличивалось количество ребят школьного возраста. Дети обучались с 1-го по 7-й класс, а в дальнейшем по 9-й класс, сдавали экзамены в конце учебного года. История школы тесно переплетается с судьбами людей, работавших в ней.

Все педагоги работают в особых условиях и тесном взаимодействии с медиками: в большинстве клиник учебные занятия проводятся в палатах, боксах и игровых комнатах, дети обучаются по разным программам и учебникам. В школе в течение последних лет обучаются ежегодно около трех тысяч учащихся в возрасте от 6 до 18 лет, поступающих на лечение из Санкт-Петербурга, Ленин­градской области, других регионов России, а также стран СНГ. Учебно-воспитательный процесс включает организацию обучения во всех отделениях клиники и для каждого ученика: ходячего, прикованного к постели, временно находящегося на постельном режиме.

Прямая речь

– Знания важно получать постоянно, и нахождение детей на отделениях университета, их лечение традиционно сопровождается обучением по всем школьным предметам. Они возвращаются в школы не только здоровыми, обследованными, но и без психологических проблем, симптомов отстающих. Напротив – выработав сильные личностные качества и зная, что все жизненные вопросы можно и нужно решать, – рассказал корреспонденту «Вечернего Санкт-Петербурга» ректор Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета Дмитрий Иванов.


Никита ИВАНОВ, фото предоставлены пресс-службой СПбГМПУ