- ГОРОД, ОБЩЕСТВО

Улицу назвали в честь конструктора

Впервые в истории России одной из улиц Санкт-Петербурга присвоено имя выдающегося конструктора подводных лодок Георгия Чернышева. В мультимедийном парке «Россия – моя история» состоялась торжественная церемония передачи постановления властей родственникам кораблестроителя.

Петербург, бесспорно, – морская столица России. Это не могло не отразиться на городской топонимике. Многие улицы, проспекты и набережные Северной столицы носят имена флотоводцев, мореплавателей и, конечно, моряков – героев Великой Отечественной войны. А вот создателей отечественного флота до сих пор не баловали. С ходу на ум приходят только названия улиц Кораблестроителей и Академика Крылова. Возможно, виной тому завеса секретности. Флот – одна из главных ударных сил страны, и потому имена конструкторов кораблей не предавались огласке. Но за последние десятилетия многое изменилось. И вот теперь одна из улиц в новом жилом массиве в Московском районе получила имя Георгия Чернышева.

С фронта в конструкторское бюро

Георгий Николаевич Чернышев родился в причерноморском центре российского судостроения – городе Николаеве 23 августа 1919 года в рабочей семье. После школы поступил в фабричное заводское училище, после которого начал работать в одном из цехов Судостроительного завода имени 61 коммунара. Вскоре поступил в Николаевский кораблестроительный институт. Но учебу прервала война. Георгий Чернышев ушел на фронт. Принимал участие в боях на Юго-Западном фронте. В 1942-м его отозвали для завершения образования. Уже через год он начал работать конструктором-механиком в эвакуированном в Горький ЦКБ-18 (ныне АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». – Прим. авт.). После победы была командировка в Германию в составе группы специалистов, занимавшихся воссозданием немецкой специальной энергетической установки, для работы которой не требовался атмосферный воздух.

Уже весной 1948 года Георгий Чернышев был переведен в специальное конструкторское бюро № 143 (ныне АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ). – Прим. авт.). Ему он и оставался верен все последующие годы.

Новатор второго поколения

В начале 50-х годов XX века Георгий Чернышев оказался в числе тех, кому предстояло создавать атомные энергетические установки для советских подводных кораблей. Работы велись в высоком темпе в Москве на базе Института атомной энергии. И уже в апреле 1953 года Совет министров СССР на основании полученных результатов принял решение о разработке эскизного проекта первой отечественной атомной подводной лодки, получившей впоследствии название «Ленинский комсомол».

На рубеже 60-х в СССР было принято решение о разработке противолодочной подводной лодки проекта 671. Чернышев был назначен ее главным конструктором. С созданием этой АПЛ связана история, которую из поколения в поколение передают в «Малахите».

В ранге главного конструктора проекта Георгий Николаевич был вызван в Москву в ЦК КПСС. И во время встречи ярый приверженец ракетного оружия первый секретарь ЦК Никита Хрущев поинтересовался: нужны ли нам многоцелевые подводные лодки? Не лучше ли сосредоточиться на носителях баллистических ракет? Главный конструктор не замедлил с ответом: «А если ракетные лодки противника, готовясь к удару по СССР, заберутся под арктический лед – кто их будет оттуда выгонять?» Это окончательно решило судьбу многоцелевых подводных лодок.

Особо стоит отметить, что АПЛ проекта 671 стала во многих смыслах новаторской.

«Лодки первого поколения по форме корпуса мало отличались от дизельных, – рассказывает советник генерального директора АО «СПМБМ «Малахит», генеральный конструктор подводных лодок третьего поколения Юрий Фарафонтов. – Главной задачей было освоить атомную энергию. Лодки второго поколения проекта 671 уже имели один гребной вал. За счет этого удалось создать корабль с отличной гидродинамикой и управляемостью. Впоследствии, общаясь с моряками, приходилось слышать немало положительных отзывов о них».

Авиаконструктору Андрею Туполеву приписывают фразу, которая гласит, что хорошо летать могут только красивые самолеты. В полной мере это утверждение (только не летать, а ходить по морю) относится и к подводным лодкам. АПЛ проекта 671 была удивительно красива: каплевидная форма корпуса, обтекаемое ограждение рубки. Она стала едва ли не первой спроектированной для того, чтобы большую часть времени проводить в подводном положении. Лодка получилась очень удачной. Она пережила множество модификаций. А принципы, которые были применены при ее создании, послужили основой для многих последующих АПЛ.

Вершиной карьеры Георгия Чернышева стала лодка третьего поколения проекта 971. Всего же по его проектам были построены 62 (!) подводные лодки. АПЛ разных модификаций проекта 971 строились до конца 90-х годов, и многие из них до сих пор в строю.

Досье

Георгий Николаевич ЧЕРНЫШЕВ (1919 – 1997)

Главный (генеральный) конструк­тор многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения проектов 671, 671РТ, 671РТМ и третьего поколения – 971.

С 1974 по 1986 год – начальник и главный конструктор СПМБМ «Малахит», Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР и РФ (1977, 1996). Награжде­н двумя орденами Ленин­а, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени и многими медалями.

Доктор технических наук, заслуженный конструктор РФ, почетный академик Санкт-Петербургской инженерной академии.


Фото: АО «СПМБМ «Малахит»