- ОБЩЕСТВО

Велосипедам нужна стратегия

Велосипедная или самокатная жизнь набирает обороты. Чем теплее на улицах, тем больше участников движения на двухколесном транспорте. Тем очевиднее, что новым участникам движения не хватает инфраструктуры, а порой и просто культуры поведения.

Нельзя сказать, что у нас создана разветвленная сеть велодорожек. Поэтому велосипедистов и самокатчиков часто встречаешь на проезжей части или на тротуарах. О том, можно ли это изменить, мы спросили у руководителя «Петербургского велообщества» Павла ХУСУ.

Разделяет скорость

– Павел, к велосипедистам сегодня много претензий от других участников дорожного движения. Это из-за того, что мало велодорожек, или культура вождения у них не на высоте?

– Безусловно, велосипедистам нужно собственное место на дороге. Но если сеть автодорог в Петербурге составляет около трех тысяч километров, то сеть велодорожек – пока только 120 километров по определенным направлениям. Так что в большинстве случаев велосипедистам приходится ездить по проезжей части или по тротуарам. Тут ничего страшного. Просто в первом случае надо знать и соблюдать правила дорожного движения. Во втором – уважительно относиться к пешеходам. В 2015 году наше сообщество отпочковалось от общественного движения «Велосипедизация Петербурга» именно потому, что те делали упор на создание велосипедной инфраструктуры, а мы считали, что важнее культура вождения и просвещение.

– Велодорожки, нанесенные на проезжей части только одной разметкой, удобны? Или все-таки нужно конструктивное разделение?

– Все зависит от скорости, с которой едут автомобили. Например, в Амстердаме на улицах введен безопасный скоростной режим. То есть авто не могут двигаться со скоростью больше тридцати километров в час. Тогда достаточно разметки.

Разметкой нанесены велополосы на Петроградской стороне, а машины там зачастую ездят достаточно быстро. И если скорость, как у нас, выше пятидесяти километров в час, велополосы необходимо отделять поребриком или ограничителями. Небольшой участок на набережной Фонтанки попытались отделить ограничителями, но автомобилисты их уже снесли. При высокой скорости движения машин велодорожки нужно отделять конструктивно – желательно делать разный уровень дорожного покрытия, как это сделано, например, в Копенгагене.

Вопрос парковок ждет ответа

– Что у нас с велопарковками?

– Велопарковки, самокатопарковки очень нужны. Городской центр управления парковками Петербурга сколько смог построил на перехватывающих автопарковках у метро. Но в городе нет ведомства, которое занималось бы размещением таких приспособлений. Единственное, что мы выяснили, комитет имущественных отношений может заключить договор безвозмездной аренды с предпринимателем, готовым поставить частную велопарковку для общественных нужд.

– Муниципалитеты могут помочь?

– Мы сейчас с ними работаем, но их зона ответственности – это благоустройство во дворах. Поэтому мы думаем, как помочь жителям добиться установки велопарковок в своих дворах, чтобы им не приходилось поднимать велосипеды в квартиры или пристегивать их в подъездах.

В целом же нужно выработать стратегию: понять, как вообще должна выглядеть структура парковки велосипедов. В Таллине, например, это сеть бесплатных велопарковок, совмещенных с остановками общественного транспорта. Их оплата привязана к транспортной карте наподобие нашего «Подорожника». Такую же стратегию нужно выработать для создания велодорожек.

Новый транспорт занял нишу

– Сейчас в городе появился новый велопрокат. Как думаете, проект будет развиваться?

– Могу с уверенностью сказать только о том, что спрос на эти услуги есть. Например, сначала эта компания выставила сто велосипедов и уже за неделю фиксировала тысячу поездок. Сезонный абонемент – от снега до снега – стоит 3500 рублей. Самокаты в прокат тоже пользуются популярностью, но там поминутная тарификация – семь рублей в минуту. Для многих это накладно. Но велосипеды и самокаты (а еще сегвеи, гироскутеры и так далее) по факту уже новый общественный транспорт. От него петербуржцы не откажутся.

В ближайшее время планируется силами вело- и самокатопрокатов вместе с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) установить новые велопарковки в наиболее востребованных местах. Также КРТИ планирует построить порядка двадцати километров новых велодорожек.

Досье

Павел ХУСУ

• Руководитель «Петербургского велообщества».

• Член рабочей группы по велоинфраструктуре комитета по развитию транспортной инфраструктуры.

• Соорганизатор «Открытия велосезона» от клуба «ВелоПитер», Большого велопарада, проводимого городом, Международного велоконгресса.


Михаил ТЕЛЕХОВ